Докладчик № 8 . В своем выступлении я хочу рассказать о видах и организационно-правовых формах социальной защиты.

Деловая игра №7

«Социальная защита населения»

Форма проведения игры - Научная конференция.

Ведущий.Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается справедливость рынка. Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети сироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем, надо иметь в виду, что в условиях чистого капитализма XVIII - XIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, рыночная справедливость отличается от социальной справедливости, предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей.

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Развитие помощи нуждающимся многие историки - исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:

1 этап - 1551 год по 1725 год - формирование и реализация идеи государственного призрения,

2 этап - 1725 год по 1796 год - формирование системы общественного призрения;

3 этап - 1796 год по 1917 год- совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности;

4 этап - 1917 год по 1918 год - переломный момент, возврат к модели государственного призрения;

5 этап - 1918 год по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;

6 этап - 1991 года по настоящий момент - формирование современной российской модели социальной защиты населения

В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российские граждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франция, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.

Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства. Попросим докладчика №1 рассказать нам как решается в экономически развитых странах вопрос о создании людям определенного стандарта благосостояния.

Докладчик №1.В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка, отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населенияэто одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

В 1982 году X Всемирным конгрессом профсоюзов была принята хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

Экономика любого общества функционирует, в конечном счете, в целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. В соответствии с всеобщей Декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г. человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества. Объективной необходимостью общественного прогресса и экономического роста является забота о человеке и создание условий для его гармоничного развития. Отсутствие внимания к нуждам людей, к социальным аспектам труда, быта, досуга противоречат принципам социальной справедливости и ведет к социальной напряженности в обществе. Цивилизованное государство обязано защищать своих граждан от экономических и социальных рисков и потрясений.

Тем не менее, даже промышленно развитые страны не всегда могут обеспечить всем гражданам гарантированное право на труд, охрану здоровья и т.д. Причиной такого положения не всегда является экономическое развитие той или иной страны. В силу известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек может испытывать определенные неудобства: от нехватки или невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

На возникающий вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства ? - мировая практика дает положительный ответ. Решение этой проблемы осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в виду, что между эффективностью производства и социальной защитой, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эффективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов, обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защиты.

Таким образом, важным вопросом является определение меры социальной защиты населения, которая должна быть организованна так, чтобы не попасть в «ловушку бедности», не подорвать стимулов к работе у трудоспособных членов общества, не вызвать иждивенческого настроения у экономически активного населения. Следовательно, в системе организации социальной защиты преобладают два аспекта: социальная справедливость поддержки различных слоев населения и экономическая эффективность тех или иных мероприятий и социальных программ.

Ведущий. Я хочу предоставить слово следующему докладчику и попросить его рассказать нам об отличиях в понятиях : «социальная защищенность» и «социальная защита».

Докладчик № 2 .Я считаю, чтонеобходимость социальной защиты вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защиты состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок. Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту».

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защищенность необходимая и достаточная мера устойчивости общественного положения, при которой субъекты могут реально опираться на общественный строй, выдвигать и отстаивать свои интересы, формировать и улучшать положение в обществе. Социальная защита - это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

Степень защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и накопленного национального богатства, а также созданными механизмами обеспечения социальной защиты. Социальная защищенность отражает реальное положение различных слоев, групп населения, в том числе и выступающих потенциальными объектами социальной защиты.

Социальную защиту необходимо рассматривать как целевую комплексную систему, представляющую собой совокупность правовых норм для решения многочисленных взаимосвязанных и взаимозависимых социальных и экономических проблем. Это обусловлено необходимостью поддержки обществом определенных категорий граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы, либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий осуществляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме предоставления различного рода услуг. Кроме того, в системе социальной защиты населения осуществляются меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Исходя из выше сказанного, функции социальной защиты следует рассматривать в двух направлениях: создание условий для самообслуживания; помощь тем, кто объективно не может создать себе приемлемый уровень жизни.

Социальная защита населения, включает в себя комплекс мер и институтов, гарантирующих гражданам определенный уровень жизни. Основным субъектом социальной защиты является государство, которое обязано гарантировать каждому человеку такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Любое государство в той или иной степени осуществляет функции социальной защиты. Уровень и широта, их реализации определяется уровнем экономического развития страны, традициями либерализма или патернализма в конкретной стране и политическими концепциями правящей партии. Существование различных типов государств, форм правления обуславливает различные методы воздействия на общественные и социальные процессы.

Можно выделить два типа механизма решения проблем социальной защиты. Первый тип характерен преимущественно для стран с рыночной экономикой, со сложившимися признаками правового государства и гражданского общества. Там сформировалась разветвленная система экономико-правового обеспечения социальной защиты. Эта система базируется на действии механизма конкуренции, поддерживающего приоритет потребителя в различных сферах жизни, и на развитом законодательном фундаменте, который закрепляет выполнение органами власти функций, которые гарантируют обеспечение прав граждан. Устойчивый правовой статус закрепляется в традициях общественного порядка. Данные предпосылки обеспечивают определенный автоматизм в действиях защитных механизмов, в обеспечении социальной защиты. Деятельность государственных органов направлена, прежде всего, не на защиту населения в целом, а на реализацию программ социального обеспечения и помощи определенным группам граждан или регулирование условий жизнедеятельности людей.

Определяющей чертой второго типа является существенная роль государства в жизни семьи и гражданина, более высокая степень общественных гарантий в получении жилья, образования, медицинского обслуживания, в поддержке приемлемого уровня жизни. Механизмы обеспечения социальной защиты данного типа базируются на централизованном нерыночном перераспределении значительной части доходов предприятий и граждан и нацелены на прямую, государственно-организационную социальную защиту значительной части населения.

Механизмы обеспечения функций социальной защиты преобладающие в той или иной стране находят отражение в особенностях образа жизни в этих странах. Например, механизмы первого типа в большей мере стимулируют инициативность, самостоятельность граждан в повышении своего уровня жизни. Механизм второго типа характерен для бывших социалистических стран, в которых забота государства по отношению к своим гражданам сочетается со сближением условий жизни различных социальных слоев населения, развитием коллективизма и взаимопомощи в разных сферах, уверенностью в своей защищенности.

Ведущий.Я попрошу следующего докладчика № 3 рассказать нам как рассматривается в научной литературе проблема социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой.

Докладчик № 3 .В научной литературе социальная защита населения рассматривается главным образом с точки зрения задач и функций государства, прежде всего потому, что рыночная экономика сама по себе не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества. Как справедливо утверждал М. Фридмен «... рыночная модель не должна безраздельно господствовать в обществе. Если для отдельного предпринимателя единственной социальной функцией является использование имеющихся у него ресурсов и ориентация собственных усилий на увеличение прибыли, то для общества в целом может быть далеко не безразлично, например, в какой мере все его члены имеют доступ к целому ряду благ. К таким благам относится, прежде всего, образование и медицинское обслуживание, а также механизм материальной обеспеченности граждан независимо от результатов их конкретной деятельности. Вмешательство государства неизбежно и желательно».

С точки зрения сущности рыночной экономики нормальным считаются и сверхвысокие доходы и низкие, не обеспечивающие прожиточный минимум, доходы неквалифицированных работников, спрос на рабочую силу которых невелик и неустойчив. В этих условиях и необходима социальная защита населения как особая функция государства по выполнению социальных задач.

Чисто рыночное распределение не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойного существования. Это связано с тем, что граждане в силу определенных причин различаются по уровню доходов, семейному положению, состоянию здоровья, существуют безработные, неполные семьи, пенсионеры и т.д. Но без соблюдения прав человека нет ни демократического общества, ни соответствующей экономики.

Возможности свободной рыночной экономики отнюдь не безграничны. Так как рыночные отношения не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. Например, рынок не гарантирует соблюдения права на труд, даже для тех, кто может и хочет работать. В рыночной экономике неизбежна безработица. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости, сокращения безработицы. Хотя полного решения этой проблемы оно никогда не достигает. Даже командно - административные методы перемещения трудовых ресурсов - не лучший вариант решения проблем занятости.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Поэтому необходима государственная поддержка граждан, попавших в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай, и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне. Несчастья, которые человек не в силах ни предусмотреть, ни избежать, несомненно, требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности, которые сопровождаются ростом массовой безработицы. В этих условиях и необходима система социальной защиты населения, в которой государство выполняет функцию по решению социальных задач, решение которых недоступно сомой рыночной экономике.

Как уже отмечалось, государственная политика в области социальной защиты должна представлять собой целостную систему мер экономического, правового и организационного характера и распространяться как на трудоспособное, так и на нетрудоспособное население.

Ведущий.Об особенностях социальной защиты населения в советский период расскажет докладчик № 4 .

Докладчик №4 . Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Широко использовались социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы - это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относились:

• гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

• общедоступность и бесплатность образования;

• минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

• пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

• ритуальное пособие на погребение и др.

Ведущий. О становлении системы социальной защиты в современной России расскажет докладчик №5 .

Докладчик №5 .Последнее десятилетие XX века и первое десятилетие ХХ1 в. явились периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях.

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

В рамках систем социальной защиты, таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий представляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет свои специфические особенности, связанные технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Ведущий. О создании и деятельности специального социального института защиты в России расскажет докладчик №6 .

Докладчик №6 .Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики отношений путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается.( Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. Москва. 1998. С.11.) На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 году Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 - 2000 годы понятие «социальная защита» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».)

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

В качестве примера можно привести термин «социальное обеспечение», использовавшийся в русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина «Social Security», который на русский язык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищенность, социальные гарантии, социальная защита. Вместе с тем понятие «социальное обеспечение» не является адекватным понятию «Social Security», поскольку понятие «социальное обеспечение» отражает в себе советскую специфику развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием полностью искаженных принципов социального страхования и полным отсутствием каких-либо других форм ее организации, в то время как понятие «Social Security» в значительной степени отражает организацию социальной защиты на принципах социального страхования.

Конечно, различия между терминами «социальное обеспечение» и «Social Security» могут игнорироваться, если они определяют понятия, не имеющие инструментального характера и показывающие лишь общие контуры системы. Именно в таком контексте русский термин «социальное обеспечение» использовался для перевода иностранного термина «Social Security». Когда же речь идет о терминах для определения понятий, имеющих характер социально-экономических категорий, то игнорирование таких различий представляется недопустимым.

Ведущий. Я попрошу следующего докладчика более подробно разъяснить нам в чем отличие термина «социальная защита» от «социальное обеспечение».

Докладчик №7 .К сожалению, в русском языке в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института отсутствует и необходимая система категорий, понятий и терминов, характеризующих данный институт. При отсутствии соответствующих терминов для определения различных категорий данного социального института термин «социальное обеспечение» в широком смысле в советский период использовался для определения наиболее общей категории, отражающей всю совокупность социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле стал использоваться для определения всего института социальной защиты, получившего название «право социального обеспечения». Одновременно термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения более узкой категории системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета. ( Якушев Л.П. Социальная защита. С. 12 - 13.)

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен административными мерами из практической сферы применения новым термином «социальная защита».

Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя, как ни парадоксально, термин «социальное обеспечение» продолжает использоваться для его общего названия как «право социального обеспечения».

Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует, однако, определенной систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет оставаться стихийным.

В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами - организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются . (Якушев Л.П. Социальная защита. С. 22. )

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Докладчик № 8 . В своем выступлении я хочу рассказать о видах и организационно-правовых формах социальной защиты.

Одной из государственно-правовых норм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспечения является финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провидентные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются в обязательном порядке не в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Основными формами социальной защиты являются:

- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

- регулирование доходов и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности - по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения. (Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002. С. 431 - 432. )

Наши рекомендации