Основные направления анализа ПХД
Основные задачи анализа можно классифицировать по направлениям:
· анализ выполнения производственной программы организации;
· анализ организационно-технического уровня производства;
· анализ использования рабочей силы и заработной платы;
· анализ использования средств труда;
· анализ обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования;
· анализ себестоимости продукции;
· анализ прибыли и рентабельности;
· анализ финансового состояния предприятия;
· анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
· анализ деловой активности предприятия;
· исследования риска операций на рынке.
Методики проведения анализа каждого вида, направления сильно отличаются.
В то же время существуют определенные закономерности, позволяющие «выстроить» методику исследований по любому поставленному вопросу.
Порядок проведения исследования:
1. Устанавливаются показатели, характеризующие состояние поставленного вопроса (задачи).
Пример: анализ использования рабочей силы: использование характеристики работников: наличие работников (потребность и фактическое); их квалификация; производительность труда (нормативная, фактическая); текучесть кадров и т.д.
2. Выявляются источники анализа, содержащие необходимую информацию.
Пример: раздел «Труд и заработная плата» в производственно-экономическом плане предприятия; данные отдела кадров; данные по использованию рабочего времени, норм выработки; материалы отчетов (оперативная, статистическая отчетность).
3. В соответствии с планом анализа осуществляется отбор и проверка информации.
4. Проводится аналитическая обработка и изучение отобранной информации.
Цель этого этапа: выявление причинной связи между показателями.
Пример: долгое время главным фактором, определяющим текучесть кадров в строительной организации, считался уровень заработной платы.
Пофакторный анализ показал, что оплата труда по значимости находится на 6-8 месте среди других причин, а первое место занимает уровень благоустройства рабочих мест строителей.
5. Проводится собственно анализ состояния дел, причин изменений, отклонений от начисленных величин.
Для этого определяются факторы, оказавшие влияние на отклонения изучаемых характеристик от желаемого уровня, осуществляется их группировка, рассчитывается величина влияния факторов по показателям и т.д.
6. Обобщение результатов анализа.
В виде пояснительной или докладной записки, в виде таблиц, приложений.
Лекция: 10
Планирование хозяйственной деятельности предприятия [1].
План
Методы планирования. Виды планов.
Бизнес-план.
Методы планирования. Виды планов.
Планирование– это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».
Существует несколько методов планирования:
· Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.
· Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
· Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, отражающие зависимость количественных параметров (показателей) от влияния основных факторов, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
· Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.
· Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется граф типа «дерево целей» – исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.
По срокам различают следующие виды планирования:
· Перспективное – основываетсяна прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее.
В настоящее время ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2—3 года;
· Текущее (годовое) планирование осуществляется в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.
· Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место;
Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.
В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.
Бизнес-план.
Бизнес-планпредставляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3 - 5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать дело; как эффективно организовать производство; когда будут получены первые доходы; как скоро можно будет расплатиться с кредиторами; как уменьшить возможный риск?
Бизнес-план может состоять из следующих разделов:
1. Возможности фирмы (резюме).
2. Виды товаров (услуг).
3. Рынки сбыта товаров (услуг).
4. Конкуренция на рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования.
Бизнес-план может содержать и другие разделы, в частности инвестиционный план.
В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т.е. для стратегического планирования фирмы разрабатываются программа деятельности, цели и стратегия фирмы.
Резюме должно дать будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и акционерам) ответы на вопросы:
• что они получат при успешной реализации бизнес-плана;
• каков риск потери ими денег?
.В разделе «Виды товаров (услуг)» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке, обычно производит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы.
В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.
Литература:
1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 208 с.