Основные направления и методы финансового анализа

Финансовый анализ проводится с целью определения финансового состояния предприятия на момент анализа, выявление положительных и отрицательных тенденций, определения путей улучшения состояния предприятия и имеющихся для этого резервов. С этой целью проводится анализ по следующим направлениям:

- анализ структуры баланса предприятия;

- анализ производственных затрат;

- анализ прибыльности;

- анализ ликвидности предприятия;

- анализ оборачиваемости и рентабельности капитала;

- анализ трудового процесса на предприятии.

Для проведения финансового анализа могут быть использованы следующие методы:

1. Ретроспективный, или горизонтальный метод. Представляет собой анализ деятельности предприятия за предыдущее время и предусматривает сравнение показателей за определенные временные промежутки. Таким образом выявляются тенденции финансовой истории предприятия.

2. Структурный (вертикальный) анализ. В ходе его проведения основные финансовые показатели подвергаются структурированию.

3. Факторный анализ. Часто используется при проведении внутреннего анализа. Представляет собой определение влияния отдельных факторов на общую финансовую картину.

4. Сравнительный анализ. Применение этого метода предполагает сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными по отрасли. Этот метод чаще используется при проведении внешнего анализа.

5. Финансовое планирование: цели и система

Основной целью финансового планирования является достижение максимальной эффективности использования ресурсов (Чумаков)

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования

Финансовое планирование можно классифицироватьна перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

Цель финансового планирования на предприятии — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Финансовое планирование необходимо проводить до выполнения каких-либо операций

При ФП необходимо устанавливать горизонт планирования и период планирования

Система финансового планирования (по Чумакову) включает в себя:

· Ответственные лица

· Набор отчетов и их взаимосвязь

· Горизонт планирования

· период планирования

· План – фект

· Ключевые показатели KPI

· Нормативные и плановые KPI

Основные задачи финансового планирования:

· обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования.

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

· гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

· выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

· контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Функции ФП: планирование операции, поиск слабых звеньев, коммуникации и координация звеньев, контроль текущей деятельности

Методы планирования:

При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

Планирование рентабельности:

· Порог рентабельности (выручка в точке безубыточности)

· Маржа надежности

· Критический объем (Маржа = Постоянным издержкам)

Эффективность операционного рычага (маржа/ прибыль):

· Уровень предпринимательского риска

· Непропорциональный рост прибыли при росте выручки

Наши рекомендации