Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
7.1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Условный пример
Шифр компетенции | Результаты обучения | оценочные средства текущего контроля | оценочные средства промежуточного контроля | |
знать | ||||
уметь | ||||
знать | ||||
уметь | ||||
знать | ||||
уметь | - |
Вопросы к экзамену:
1. Полезность. Общая и предельная полезность. Математическое и геометрическое значение предельной полезности.
2. Первый закон Госсена. Принцип убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена. Условие потребительского равновесия.
3. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения (коэффициент субституции). Типы кривых безразличия.
4. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Наклон бюджетной линии и коэффициент трансформации.
5. Оптимальный потребительский выбор. Графическое условие оптимума потребителя.
6. Влияние изменения цен на оптимум потребителя. Кривая «цена-потребление» и ее взаимосвязь с кривой индивидуального спроса.
7. Влияние изменения дохода на оптимум потребителя. Кривая «цена-потребление» и ее взаимосвязь с кривой индивидуального спроса. Кривая «доход-потребление» и ее особенности для различных групп товаров. Индивидуальная кривая Энгеля. Кривая расходов Энгеля.
8. Эффект замены и эффект дохода. Номинальный и реальный доход. Два подхода к определению реального дохода. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому.
9. Типы кривых спроса: обыкновенная, компенсированная (по Хиксу), компенсированная (по Слуцкому).
10. Индексы цен и реального дохода.
11. Взаимосвязь индивидуального и рыночного спроса. Отличия кривой рыночного спроса от индивидуальных кривых спроса.
12. Прямая эластичность спроса по цене. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Формула центральной (средней) точки.
13. Эластичный, неэластичный и единичный эластичный спрос (единичная эластичность). Совершенно (абсолютно) эластичный и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос.
14. Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, его значение для взаимозаменяемых, взаимодополняющих и независимых товаров. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу и его значение для различных видов товаров.
15. Взаимосвязь между изменением цены и валовой выручки (валового дохода) продавца при различных типах эластичности спроса по цене. Кривая валовой выручки. Предельная выручка (предельный доход). Взаимосвязь между предельной и валовой выручкой.
16. Производственная функция. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технического замещения. Виды изоквант.
17. Изменение масштаба производства. Постоянная, убывающая и возрастающая отдача от масштаба в длительном периоде.
18. Убывающая отдача переменного ресурса в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Предельный продукт (предельная производительность) переменного ресурса. Общий (валовой) продукт. Средний продукт. Взаимосвязь кривых общего, среднего и предельного продукта.
19. Концепция издержек (затрат). Понятие издержек. Явные (внешние) и неявные (внутренние) издержки. Экономические и бухгалтерские издержки. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.
20. Изокванты и кривые долгосрочных издержек при различном характере отдачи от масштаба. Кривые долгосрочных издержек в длительном периоде.
21. Изменение издержек в краткосрочном периоде. Взаимосвязь общих, постоянных, переменных, средних и предельных издержек в краткосрочном периоде.
22. Совершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции. График спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы и совершенно конкурентной отрасли. Предельная и средняя выручка.
23. Максимизация общей (валовой) прибыли предприятия в краткосрочном периоде. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка.
24. Положение равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде в случаях максимизации общей прибыли и минимизации общего убытка (отрицательной прибыли). Случай закрытия (прекращения производства) фирмы.
25. Предложение совершенно конкурентного предприятия в краткосрочном периоде. Взаимосвязь графика предложения совершенно конкурентной фирмы и кривой предельных издержек.
26. Взаимосвязь положения равновесия совершенно конкурентной отрасли и совершенно конкурентной фирмы в случаях максимизации прибыли и минимизации убытка.
27. Предприятие и рынок в долгосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной отрасли в длительном периоде.
28. Сущность и признаки монополии. Кривая спроса на продукцию монополиста. Входные барьеры в отрасль. Цена и предельная выручка в условиях монополии. Взаимосвязь цены, предельной выручки и общей выручки монополиста.
29. Максимизация прибыли предприятия-монополиста. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка. Равенство предельной выручки и предельных издержек.
30. Определение оптимума монополиста в краткосрочном периоде. Точка Курно. Оптимальное положение монополиста в случаях положительной, отрицательной и нулевой прибыли.
31. Предложение и издержки монополиста. Зависимость кривой предложения монополиста от характера сдвига кривой спроса. Отсутствие однозначной кривой предложения монополиста.
32. Экономическое поведение монополиста в долгосрочном периоде. Определение оптимума монополиста в длительном периоде. Общая прибыль монополиста.
33. Ущерб, приносимый монополией. Сущность ценовой дискриминации. Дискриминация первой, второй и третьей степени.
34. Регулирование монополии. Установление предельной цены на продукцию. Использование налогообложения для уменьшения выгод монопольного положения на рынке. Естественная монополия и ее регулирование. Установление регулируемых цен на уровне предельных и средних издержек.
35. Концентрация рынка и ее измерение. Коэффициент концентрации. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Индекс монопольной власти Лернера.
36. Количественная олигополия. Модель Курно. Равновесие дуополии Курно. Равновесие Нэша.
37. Модель Чемберлина. Модель Штакельберга.
38. Ценовая олигополия. Модель Бертрана. Модель Эджуорта.
39. Сговор олигополистов. Картель. Ценовое лидерство. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
40. Ломаная кривая спроса олигополиста. Осознанный параллелизм.
41. Ценообразование посредством наценки.
42. Стратегическое поведение и теория игр. Равновесие доминирующих стратегий.
43. Сущность и признаки монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Две кривые спроса монополистически конкурентного предприятия Чемберлина.
44. Равновесие монополистического конкурента при ценовой конкуренции. Равновесие монополистически конкурентного предприятия в краткосрочном и длительном периодах.
45. Равновесие монополистического конкурента при ценовой и неценовой конкуренции. Увеличение спроса при повышении качества продукции. Условия максимизации прибыли первого и второго порядка.
46. Модели экономической конкуренции в условиях пространственной дифференциации рынка. Модель линейного города Х. Хотеллинга. Модель города на окружности.
47. Предложение труда. Индивидуальная и рыночная кривые предложения труда.
48. Предложение капитала. Реальный (физический) и финансовый капитал. Модель жизненного цикла.
49. Приведенная ценность будущих доходов и расходов. Внутренняя норма дохода.
50. Человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал.
51. Спрос предприятия на единственный переменный ресурс.
52. Спрос предприятия на один из нескольких переменных факторов производства.
53. Спрос монополиста на единственный переменный ресурс и на один из нескольких переменных ресурсов.
54. Монопсония на рынке переменного фактора. Оптимум монопсониста, использующего единственный переменный фактор и выступающего совершенным конкурентом на рынке благ, и монопсониста-монополиста.
55. Монопсонист, осуществляющий ценовую дискриминацию.
56. Равновесие монопсониста, использующего несколько переменных ресурсов.
57. Экономическая рента. Рента фактора при совершенно эластичном и совершенно неэластичном предложении. Квазирента.
58. Круговые потоки в двухсекторной экономике. Частичное и общее экономическое равновесие.
59. Простой обмен в двухсубъектной двухпродуктовой экономике. Кривые предложения двух субъектов.
60. Коробка Эджуорта и контрактная линия. Равновесие в обмене.
61. Равновесие в производстве. Двухфакторная двухпродуктовая модель.
62. Равновесие в производстве и потреблении.
63. Модель общего равновесия Вальраса. Кривая избыточного спроса.
64. Единственное стабильное равновесие и нестабильное равновесие. Множественность равновесий. Отсутствие равновесия.
65. Парето-эффективность и общее конкурентное равновесие. Первая и вторая теоремы теории общественного благосостояния.
66. Критерии общественного благосостояния. Утилитаристский критерий. Кардиналистский критерий. Критерий Роулса.
67. Кривая возможных полезностей и функция общественного благосостояния. Конфликт между эффективностью и справедливостью.
68. Выявление и согласование индивидуальных предпочтений. Проблема общественного выбора.
69. Монопольная власть и Парето-эффективность.
70. Внешние эффекты. Частные и общественные предельные издержки.
71. Теорема Коуза.
72. Общественные блага. Спрос на общественные блага. Оптимизация предоставления общественных благ.
Примерный вариант письменного экзамена:
1. (13 баллов). Пусть бюджет потребителя 5000, цена первого блага 1 руб, второе благо продается по следующей схеме, розничная цена 15 руб, можно купить оптом со скидкой 25%. Минимальный размер оптовой партии 100 шт. Выведите и изобразите бюджетное множество.
3. (20 баллов). Пусть предпочтения потребителя описываются функцией , бюджет потребителя 2000 руб., цены благ 2 и 2.
А) Найдите оптимальный потребительский набор, если известно, что решение внутреннее.
Б) Найдите, какую сумму готов заплатить потребитель за 100 единиц первого товара.
В) Пусть введена дисконтная карта, дающая право на скидку 20% на первый товар свыше 20 единиц. Найдите эффективную цену, которую заплатит потребитель за первый товар в равновесии, если известно, что он воспользовался скидкой.
4. (12 баллов). Пусть издержки фирмы равны . Функция спроса . Найдите, какую прибыль получит фирма, если у неё есть возможность проводить совершенную ценовую дискриминацию.
5. (20 баллов). Пусть издержки фирмы равны . Спрос на рынке предъявляют 2 потребителя: функция спроса первого , спрос второго . Найдите, сколько денег заплатит за товар в равновесии первый потребитель.