Развитие самоуправления в России.

Переход к рыночной экономике, либерализация и развитие рыночных отношений породили в сознании и практике правящей элиты первой «волны» переходного периода абсолютизацию стихийной саморегуляции рынка и, как следствие, негативное отношение к управлению, попыткам свести к минимуму государственное воздействие в экономической и социальной сферах.

6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». С принятием данного Закона в российском законодательстве было проведено разграничение компетенции исполнительных и представительных органов местного самоуправления. Основным правовым документом для становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне. Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление в самостоятельную форму осуществления власти на местах.

Организационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица.

Организационные формы отличаются:

1. Способами вступления в должность высшего должностного лица.

2. Распределением полномочий между различными органами местного самоуправления.

3. Порядком осуществления взаимодействий между органами местного самоуправления.

На базе основных организационных форм местного самоуправления возможно построение смешанных моделей, применительно к местным условиям, а также определение структуры организации местного самоуправления в условиях конкретного муниципального образования[18].

Особенностью организации местного самоуправления на первом этапе явилось непризнание этой формы в качестве государственной, которая не изжита и последующими правовыми актами. Одним из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997 – 1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей развитие современного местного самоуправления. Процесс формирования системы местного самоуправления еще далеко не завершен. Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает новые правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления.

Исторически на Руси сложился общинный образ социальной жизни. Позднее, в советское время, к общинному образу жизни прибавились общинные, коллективные формы организации труда, землепользования и животноводства – коллективные хозяйства в российской деревне. Крестьяне не только сообща решали вопросы жизненного уклада, быта, семьи, но и вопросы выживания в тяжелые неурожайные годы, сохранения детей для будущих поколений в годы войн и т. д.

Реформирование колхозов, совхозов, носителей коллективной жизне-деятельности, лишили крестьянство этой общинной опоры. В равной степени то же самое происходит и на предприятиях, организациях, где ранее Советы трудовых коллективов стояли на страже интересов трудовых коллективов.

Российские СМИ при попустительстве властей до последнего времени целенаправленно оказывают воздействие на население по внедрению духа индивидуализма, что материализуется в замене колхозов фермерскими хозяйствами и малопродуктивным индивидуальным крестьянским подворьем, ликвидацией института Совета трудовых коллективов.

Наши рекомендации