Правовой статус саморегулируемых организаций.

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).

Закон о СРО имеет ограниченную сферу деятельности, т.к. он распространяется не на все виды СРО. Например, он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др.

СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:

1) быть основаны на членстве;

2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;

3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;

4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;

5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Федеральными законами могут быть установлены иные (в том числе повышенные) требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.

Правила ведения государственного реестра СРО определены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29 сентября 2008 г. № 724.

Это так называемый общий способ приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, основанный на юридическом факте внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Наряду с этим выделяется и специальный способ, предусмотренный иными законами, заключающийся в получении разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти (в сферах рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности).

Только с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО она вправе осуществлять свою уставную деятельность (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

СРО, как и любое юридическое лицо, обладает правоспособностью. При этом одни авторы полагают, что ее правоспособность является исключительной, другие – специальной; высказана также точка зрения, что у СРО с момента ее внесения в государственный реестр СРО возникает публичная правоспособность (наряду с гражданской правоспособностью), которая является основной для деятельности СРО.

На наш взгляд, правоспособность СРО является специальной, поскольку Законом о СРО определены конкретные функции, права и обязанности таких организаций, а также существенные ограничения их прав (ст.ст. 6, 14). Так, например, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, они не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Виды СРО

Существуют следующие основные виды СРО:

СРО в строительстве - состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;

СРО в инженерных изысканиях - участники которых выполняют инженерные изыскания;

СРО в проектировании - основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.

Виды СРО

Федеральным законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» определено 10 сфер, компании которых обязаны вступать в саморегулируемые организации:

деятельность арбитражных управляющих;

аудиторская деятельность;

кредитная кооперация;

оценочная деятельность;

деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

инженерные изыскания;

архитектурно-строительное проектирование;

строительство и реконструкция;

деятельность в области энергетического обследования;

теплоснабжение.

Наши рекомендации