Проектирование транспортно-складской системы предприятия
Лабораторная работа
Цель работы
Целью лабораторной работы является приобретение навыков проектирования организации транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков с использованием методов имитационного моделирования.
Исходные данные
Для проведения лабораторной работы используются данные по составу складов и цехов предприятия, величине грузопотоков между ними, расстояния между ними, затратам времени на погрузку-разгрузку.
Исходные данные по вариантам выдаются преподавателем.
Порядок проведения работы
Для выполнения работы образуются рабочие группы по 3-5 человек.
На основании исходных данных студенты выбирают форму и методы организации транспортно-складского обслуживания и проводят расчет необходимого количества транспортных средств и пунктов погрузки-разгрузки.
Затем проводится имитационное моделирование функционирования системы транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков при различных вариантах организации обслуживания. Результаты моделирования заполняются в табл.6.
По результатам имитационного моделирования анализируются выходные параметры и рассчитываются показатели эффективности вариантов организации транспортно-складского обслуживания, которые заносятся в табл.7.
Таблица 6
Результаты имитационного моделирования
Показатели | Варианты организации обслуживания | ||||
и т.д. | |||||
Количество транспортных средств, ед. | |||||
Количество пунктов погрузки-разгрузки, ед. | |||||
Время ожидания перевозок, мин | |||||
Время, затраченное на полезную работу, мин | |||||
Время простоев, мин В том числе в ожидании обслуживания, мин | |||||
Общий пробег, мин В том числе с грузом, мин |
Таблица 7
Показатели оценки эффективности вариантов
организации транспортно-складского обслуживания
Показатели | Варианты организации обслуживания | |||
и т.д. | ||||
Коэффициент сокращения длины пробега транспортных средств | ||||
Коэффициент сокращения времени простоя транспортных средств по организационным причинам | ||||
Коэффициент сокращения времени выполнения всего объема работ |
Продолжение табл.7
Показатель улучшения использования пробега транспортных средств | ||||
Коэффициент сокращения приведенных затрат |
Методические рекомендации
Разработка проекта совершенствования организации внутрипроизводственного транспортно-складского обслуживания заключается в определении оптимальной структуры элементов системы обслуживания (профессиональный состав и численность рабочих, виды и количество транспортных средств и погрузочно-разгрузочного оборудования), а также в выборе рациональных форм и методов организации обслуживания.
Организация транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных потоков может осуществляться в централизованной, децентрализованной форме, а также путем организации смешанного обслуживания.
Центральное место в проектировании организации системы транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков занимает имитационное моделирование, на основе которого производится перебор и последовательное сравнение вариантов организации обслуживания. Имитационная модель представляет собой некоторую вычислительную процедуру, позволяющую по исходным данным, содержащим сведения о начальном состоянии системы и ее параметрах (рис.8) получить сведения о состоянии проектируемой системы в произвольный момент времени и выходные характеристики ее функционирования за определенный отрезок времени.
|
|
|
|
Птр
Г Ппр
Nc
Nц А
L tпр
Кп Т Кпр
Выходные параметры
Рис.8. Имитационная модель системы транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных
грузопотоков
Условные обозначения: Г– величина грузопотоков между поставщиками и потребителями грузов; Nc – число складов; Nц – число цехов; l – расстояние между цехами и складами; Птр– количество транспортных средств; Ппр – число пунктов разгрузки-погрузки; А – алгоритм организации обслуживания; tпр – затраты времени на погрузку-разгрузку одного транспортного средства; Кп – потери времени транспортных средств и рабочих, занятых на ПРТС работах, обусловленные организационными причинами; Т – время, за которое выполнен весь запланированный объем работ; Кпр – коэффициент использования пробега транспортных средств.
В процессе проведения лабораторной работы имитационная модель системы транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков, включающая Nц цехов и Nc складов. Цехи и склады одновременно могут выступать и как поставщики, и как потребители материальных ресурсов, емкость их принята неограниченной.
Объем грузов, подлежащих перевозке в течение одной рабочей смены, задается в виде ''шахматной ведомости'' грузопотоков.
Количество транспортных средств определяется по формуле
Птр = nезд´2´(tезд+tпр)¸Fэфтр, (6)
где tезд – время на выполнение одной ездки, мин;
tпр – время на загрузку-разгрузку одного транспортного средства на данном объекте, мин;
nезд – объем грузооборота данного объекта (количество ездок с грузом), определяется по ''шахматной ведомости'' грузопотоков;
Fэфтр – эффективный фонд времени работы транспортного средства в течение смены, мин, Fэфтр = 450 мин.
Количество пунктов погрузки-разгрузки на каждом объекте определяется по формуле
nпр = tпр´nездпр¸Fэфпр, (7)
где Fэфпр – эффективный фонд времени работы подъемно-транспортного средства, осуществляющего погрузочно-разгрузочные работы, мин.
Принять Fэфпр = 460 мин.
nездпр – объем погрузочно-разгрузочных работ, единиц.
В ЭВМ заносятся постоянные и переменные параметры системы обслуживания и обслуживаемой системы, осуществляется моделирование функционирования системы транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков и анализ полученных выходных параметров по каждому из предложенных вариантов организации обслуживания.
При определении суммы приведенных затрат, приходящихся на весь запланированный объем перевозок, используется формула
ЗQ = CQ + Ен´КQ, (8)
где СQ – себестоимость транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков, р.;
КQ – удельные капитальные вложения в транспортные средства и подъемно-транспортное оборудование, приходящиеся на запланированный объем работ, р.;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, Ен = 0,15.
Себестоимость транспортно-складского обслуживания внутрипроизводственных грузопотоков определяется как сумма затрат на непосредственное выполнение ПРТС работ и затрат на оплату простоев транспортных средств у рабочих, обусловленных организационными причинами.
КQ рассчитывается по формуле:
КQ = åi=1(nтрi´Цтрi´Ттрi)¸Fэфiтр + åj=1(nпрj´Цпрj´Тпрj)¸Fэфjпр, (9)
где Цтрi, Цпрj – соответственно стоимость транспортного или погрузочно-разгрузочного средства i-го (j-го) вида, р.,
Ттрi, Тпрj – соответственно время, затраченное транспортными и разгрузочно-погрузочными средствами i-го (j-го) вида на выполнение запланированного объема работ, мин;
Fэфiтр, Fэфjпр – эффективный фонд времени работы данного вида оборудования за год, мин.
Содержание отчета
Каждая группа составляет письменный отчет, в котором приводятся: перечень вариантов организации транспортно-складского обслуживания с указанием их достоинств и недостатков, результаты имитационного моделирования функционирования системы обслуживания; показатели эффективности вариантов организации обслуживания, выводы.
СОЗДАНИЕ САПР ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА
Производственная ситуация
Цель занятия
Целью занятия является приобретение навыков в создании САПР организации производства, труда и управления (САПР ОП).
Исходные данные
Студенты по заданию преподавателя разрабатывают одну из проектирующих подсистем САПР для комплексного оргпроекта предприятия (цеха). В качестве проектирующих могут быть выбраны подсистемы обследования состояния производства, организация подготовки производства, выбор форм и методов организации производства, формирование производственной структуры, проектирование производственных процессов, выбор системы оперативного управления, проектирование организации и оплаты труда, проектирование инфраструктуры, разработка имитационных моделей, выбор и оптимизация оборудования, транспортных потоков, проектирование системы обеспечения качества продукции, организация экономики и хозрасчета и др.