Адачи и стратегии антикризисного управления.

ричины и закономерности.

Цикличность развития относится ко всем сферам жизни, в том числе к экономическому развитию. Экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Графически циклическое развитие экономики представлено на рис. 1.
адачи и стратегии антикризисного управления. - student2.ru адачи и стратегии антикризисного управления. - student2.ru

Рисунок 1 – Фазы экономического цикла

Главной фазой цикла является кризис или дно. Он открывает промышленный цикл и завершает его. Кризис— это насильственный взрыв, неожиданный спад в обращении, нарушение равновесия во всей экономике. Кризис дает толчок развитию экономики, но само это развитие идет таким образом, что, в конечном счете, подготавливает новый кризис.

Основным свойством цикла являются колебания темпов роста ВВП во времени, когда экономическая система проходит четыре последовательные фазы. В классическом цикле исходной и определяющей фазой выступает кризис. Он является важнейшей предпосылкой поступательного развития экономики посредством обновления основного капитала, снижения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Фаза кризиса. Главным проявлением кризиса является падение объемов производства и сокращение размеров ВНП. Соответственно, предприятия оказываются загруженными не полностью, снижается прибыль, падает курс акций, сокращается занятость населения, понижается уровень заработной платы, жизненный уровень населения падает, увеличивается бедность. В результате уменьшается совокупный спрос, в ответ на это еще больше сокращается производство и, соответственно, предложение. В целом для этой фазы характерно превышение совокупного предложения над совокупным спросом.

Фаза депрессии. Данная фаза характеризуется приостановлением спада производства; уменьшением запасов товаров на складах; невысокой деловой активностью; увеличением массы свободного денежного капитала. Уровень производства на этой стадии цикла остается стабильным, но в сравнении с предкризисным остается весьма низким – роста нет; падение цен приостанавливается; безработица продолжает оставаться высокой. Фаза депрессии может иметь весьма продолжительный период. Может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Фаза оживления. Характеризуется оживлением экономики, происходит некоторый рост ВВП, увеличивается спрос на труд, на ссудный капитал, на новое промышленное оборудование. Сокращается безработица; начинают повышаться цены; на товарном рынке увеличивается спрос. Самое главное – активизируется инвестиционная деятельность предприятий. Обычно эта фаза продолжается недолго, она быстро переходит в следующую фазу.

Фаза подъема. Эту фазу называют также бумом, так как она характеризуется довольно быстрым экономическим ростом. На этой фазе выпуск продукции превышает предкризисный. Новая техника служит материальной основой обновления производства, в результате оно выходит на новый, более высокий уровень развития. Происходит увеличение занятости, в некоторых отраслях возникает дефицит рабочей силы. Повышается заработная плата, совокупный спрос, объем продаж, прибыль и курс акций предприятий. Норма процента уже не повышается, а иногда и снижается. Во время подъема все говорит об экономическом благополучии и даже процветании. Рост может длиться достаточно долго, тогда участникам рынка начинает казаться, что кризиса уже не будет никогда. Но в этом главная опасность периода роста, так как в меньшей степени оцениваются риски, а рост приобретает экстенсивный характер.

Причины возникновения кризиса подразделяются на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: рыночные, экономические, социальные, технологические, политические, экологические.

Внешние причины кризиса являются результатом:

-изменения экономической политики государства;

-смены политического лидера государства и/или регионов;

-изменения нормативно-законодательной базы, регламентирующей деятельность предприятия;

-усиления конкуренции;

-политических событий в мировом и/или государственном экономическом пространстве;

-экологических катастроф и других форс-мажорных обстоятельств и др.

Внутренние причины кризиса, которые зачастую происходят на этапе возникновения организации, обусловлены:

-изменением стратегических, тактических и оперативных задач предприятия;

-несоответствием организационной структуры предприятия ее политике, целям;

-несоответствием технологии производства задачам предприятия;

-нарушением условий рационализации технологических процессов;

-несоответствием оперативных и тактических задач стратегии предприятия;

-неадекватностью поведения топ-менеджеров предприятия ее целям и задачам;

-противоречием между опытом и условиями функционирования предприятия;

-несоответствием между основными функциями процесса управления и его подфункциями;

-противоречием между подфункциями процесса управления.

ризнаки кризиса.

На макроэкономическом уровне к признакам кризиса можно отнести падение основных экономических показателей системы, таких как ВВП, объемы промышленного производства, рост инфляции, гиперинфляция, массовые банкротства и т. Д.

Синдром (признаки) кризисной болезни: общий спад экономики, замедление или прекращение роста ВВП, его уменьшение, снижение доходов, поступлений и отчислений в бюджет, общее ухудшение среднего уровня жизни и мощный клубок порождаемых этим проблем (сокращение производства и безработица, свёртывание социальных программ, социальное напряжение и многое другое) .

Наиболее яркие признаки кризиса: изменение (не в лучшую сторону) обычных свойств экономических объектов (потребителей и производителей, рынков, бирж, банков, государственных учреждений и прочих). Например: рынки (биржи) показывают лишь общее стратегическое снижение всех стоимостей, проявляют нервозность и разнонаправленность трендов (валотильность), отличаются перспективной непредсказуемостью поведения участников рынка.

На микроэкономическом уровне (в масштабах предприятия, организации) следует рассмотреть такие показатели, как значение коэффициента текущей ликвидности, значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, наличие убытков по итогам основной деятельности, наличие убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности, значение коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности, оценка динамики показателей группы рентабельности, оценка тенденции развития производственного потенциала, показатели деловой активности, наличие планов стратегического развития, формат и качество учетной политики, наличие корпоративной культуры.

тапы диагностики кризиса.

Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.

Первый этап. Установление объекта анализа. Установление объекта исследования, или, другими словами, очага кризиса. Если кризис локальный, то часто это свидетельствует о внутренних причинах его возникновения. Если финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия.

Второй этап. Определение системы параметров. Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Собранные показатели сравниваются с данными предыдущих периодов. Таким образом, виден тренд, характеризующий общее направление движения.

Третий этап. Определение ответственных лиц. Необходимо сформировать команду менеджеров, которая в кризисной ситуации будет выполнять антикризисные функции.

Четвертый этап. Исследование среды бизнеса. Если данные анализа внутренней среды свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Исследования также могут проводиться параллельно.

Пятый этап. Обоснование выводов. Обрабатывается вся полученная информация. Определяются первоочередные направления и задачи.

Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии. Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.

Для диагностики состояния кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств. Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. Д.

адачи и стратегии антикризисного управления.

Наличие в современной экономике изменчивой внешней среды повышает значимость антикризисного управления. В связи с этим, в рамках антикризисного управления необходимо решение двух взаимосвязанных целей:

1. недопущение кризисной ситуации;

2. выход из сложившейся кризисной ситуации.

 
  адачи и стратегии антикризисного управления. - student2.ru

Основными задачами антикризисного управления являются:

1. Диагностика финансового состояния предприятия и принятие мер по недопущению кризиса.

2. Устранение неплатежеспособности предприятия.

3. Восстановление финансовой устойчивости.

4. Предотвращение ликвидации и банкротства предприятия, в случае дефицита у предприятия внутренних ресурсов для выхода из кризиса.

5. Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

адачи и стратегии антикризисного управления. - student2.ru

Рисунок 3 – Задачи антикризисного управления

Существуют различные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

-предупреждение кризиса;

- подготовка к его появлению;

- ожидание зрелости кризиса для его преодоления;

- противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

-стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

- рассчитанный риск;

- последовательный вывод из кризиса;

- предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

6. Механизмы антикризисного управления.

Экономический. Цель антикризисного управления на предприятии — анализ факторов возникновения кризисной ситуации, а также разработка и практическое внедрение комплексного экономического механизма антикризисного управления. Данный механизм заключается в сканировании внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения признаков приближения кризиса, оперативной оценки и анализа финансового состояния фирмы и выявления вероятности наступления ее несостоятельности (банкротства) и последующем внедрении экономических мер по преодолению кризисной для предприятия ситуации. Современные методы антикризисного управления требуют четкого реагирования и постоянной адаптации к изменяющимся рыночным условиям.

Предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, поэтому наиболее важным представляется деление факторов и признаков кризисных явлений на внешние и внутренние.

Анализ внешних факторов предприятия направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать организация, если методы управления будут успешными, а также какие осложнения могут ее ожидать, если она не сумеет адекватно отреагировать на внезапные изменения окружения. Анализ включает в себя обзор макро- и микроокружения.

Изучение макроокружения предполагает изучение общих условий деятельности предприятия во внешней среде и включает рассмотрение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического процесса развития общества, инфраструктуры и т.п. Анализ микроокружения направлен на оценку состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом, предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении кризисного состояния. К основным факторам микроокружения относятся покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы.

Анализ внутренних факторов вскрывает те возможности и отличительные преимущества, которыми предприятие обладает в конкурентной борьбе, а также слабые стороны хозяйствования предприятия, являющиеся причиной нестабильного и кризисного положения.

Внутренние факторы анализируются по следующим направлениям:

· кадры предприятия, их потенциал, квалификация;

· организация управления;

· производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

· финансы предприятия;

· маркетинг;

· организационная культура.

Диагностика финансово-экономического состояния предприятия позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности. К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести следующие:

1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.

Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния.

2. Оценка бизнеса предприятия.

3. Маркетинг.

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Антикризисное бизнес-планирование.

9. Организация ликвидации предприятия.

Правовой. Правовые механизмы антикризисного управления определяются Федеральным законом № 127-ФЗ от 26 октября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» Несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Кредиторы и уполномоченные органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель должника обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд, в случае, если, удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника, а также при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Обращение в арбитражный суд кредиторов является добровольным. В противном случае это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, а в отдельных случаях и уголовную. При рассмотрении дела о банкротстве должника − юридического лица применяются следующие процедуры антикризисного управления:

Þ наблюдение Þ внешнее управление Þ конкурсное производство Þ финансовое оздоровление Þ мировое соглашение

В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур: Наблюдение (продолжительность — не более семи месяцев) - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия. Внешнее управление /судебная санация (продолжительность - не более 18 месяцев; возможно продление не более чем на шесть месяцев) − процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства. Конкурсное производство (продолжительность - шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться на срок до шести месяцев) - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. На этой стадии уже не может идти речи о восстановлении финансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне, вследствие этой процедуры предприятие, как правило, ликвидируется. Финансовое оздоровление (продолжительность — не более двух лет) - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия. Заключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления. Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и, при определенных условиях, комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр требований кредиторов должника. Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица, либо удовлетворением требований кредиторов [5].

Список используемых источников

1.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка.

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal.htm

2. Гражданский кодекс РФ. 2. Инструкция ЦБ №126-И от 11.11.2005 г. «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

3. М. В. Каймакова. Антикризисное управление: текст лекций / – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 240 с.

4. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. http://www.zakonrf.info/zakon-o-bankrotstve/12/

6. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

Наши рекомендации