Кривая совокупного спроса и ее объяснение. Неценовые факторы совокупного спроса и их действие.
ТЕМА 7. СОВОКУПНЫЙ СПРОС, СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Кривая совокупного спроса и ее объяснение. Неценовые факторы совокупного спроса и их действие.
Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения и фирм приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
Для построения кривой совокупного спроса (AD) необходимо объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок, т.е. тысячи различных цен в единую совокупную цену или уровень цен (р или Р), а равновесное количество товаров и услуг - в реальный объем производства (у). Таким образом, совокупный спрос является агрегатом, который можно определить как сумму планируемых расходов макроэкономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг при каждом из возможных уровней цен.
Кривая совокупного спроса, AD (от английского aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег.
MV = PY, отсюда или ,
где Р - уровень цен в экономике, в данном случае - индекс цен;
Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
М- количество денег в экономике;
V- скорость обращения денег.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике: а) эффектом процентной ставки; б) эффектом реального богатства; в) эффектом импортных закупок (в микроэкономике отрицательный наклон кривой спроса D на конкретный товар объясняется законом убывающей предельной полезности).
Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен действует на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления трансакционных операций). Но чем выше ставка процента, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше ставка процента, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального ВВП и наоборот.
Эффект реального богатства проявляется следующим образом. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). Предположим, что какой-то индивид имеет облигацию номиналом 1000 руб. При повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшится также в 2 раза. Снижение реального богатства приведет к уменьшению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.
Эффект импортных закупок – это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшится.
Перечисленные эффекты дают объяснение изменению реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен в экономике, который лежит в основе увеличения или уменьшения совокупного спроса.