Долгосрочное предложение фирмы и отрасли
Выведение кривой долгосрочного предложения конкурентной фирмы аналогично выведению кривой краткосрочного предложения. Варьируя цены и выбирая объем выпуска в соответствии с правилом максимизации прибыли, можно увидеть, что кривая долгосрочного предложения конкурентной фирмы – это отрезок кривой LRMC, лежащий выше точки минимума LRAC. Однако далее начинаются различия. Кривая долгосрочного предложения отрасли не может быть выведена путем сложения кривых предложения отдельных фирм, так как в долгосрочном периоде фирмы вступают в отрасль и выходят из нее по мере изменения рыночной цены товара. Это делает невозможным суммирование кривых предложения – мы не знаем, какие фирмы предложат поставки.
Долгосрочная кривая отраслевого предложения показывает соотношение между ценами и предлагаемыми объемами товаров для точек, в которых отрасль находится в равновесии, и выводится с помощью анализа механизма, посредством которого отрасль реагирует на изменение рыночного спроса.
Форма долгосрочной кривой отраслевого предложения зависит от степени, в которой увеличение и уменьшение объема производства отрасли влияет на цены используемых факторов производства.
Различают три типа отраслей: с постоянными, растущими и снижающимися издержками производства.
Отрасль с постоянными издержками – это отрасль, в которой цены используемых факторов производства не зависят от количества производимой продукции. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли – это горизонтальная линия. В долгосрочном плане цены всегда должны возвращаться к такому уровню, при котором в отрасли не существует ни экономической прибыли, ни экономических убытков (рис. 12.2.5).
Отрасль с возрастающими издержками – это отрасль, в которой цены, по крайней мере на некоторые используемые факторы производства, обычно возрастают как прямой результат расширения отрасли.
Отрасль сначала находится в равновесии в точке Е1. Так как спрос увеличивается, временное равновесие в долгосрочном плане будет достигнуто в точке Е. В долгосрочном плане новые фирмы вступят в отрасль в ответ на экономическую прибыль, связанную с ростом цены товара. Однако с расширением отрасли растут издержки производства, кривые LRAC и LRMC сдвигаются вверх. После того, как отрасль достигнет нового равновесного состояния, рыночная цена товара должна быть выше, чем исходная. Новое равновесие отрасли находится в точке Е2. Соединение точек Е1 и Е2 дает долгосрочную кривую предложения, направленную вверх (рис.12.2.6.).
Отрасль с убывающими издержками – это отрасль, в которой цены на используемые факторы производства уменьшаются в результате расширения отрасли. Если отрасль с убывающими издержками расширяется, то средние издержки в долгосрочном плане тоже сокращаются. Долгосрочная кривая предложения такой отрасли будет направлена вниз (рис. 12.2.7).
Вывод: для отрасли с совершенной конкуренцией краткосрочная кривая предложения всегда направлена вверх, так как она отражает направленную вверх кривую предельных издержек фирм отрасли. Долгосрочная кривая предложения отрасли направлена вверх только в случае отрасли с возрастающими издержками производства. Экономическая прибыль для фирм во всех точках вдоль долгосрочной кривой предложения должна быть равна нулю. Это верно не для всех точек на краткосрочной кривой предложения.
Вопросы для самопроверки
1. При каких условиях отрасль, продающая товар на рынке совершенной конкуренции, достигает равновесия?
2. Почему цена продукта, продаваемого на конкурентном рынке, в конечном счете равна минимально возможным средним издержкам его производства?
3. В каком смысле прибыли «сеют семена» собственного исчезновения для фирм на рынке с совершенной конкуренцией?
4. Объясните, почему свободные вход на рынок и выход из него необходимы для того, чтобы фирма была восприимчива к нуждам потребителей.
5. Объясните, как улучшение в технологии затронет число фирм и цены в производящей компьютеры отрасли с совершенной конкуренцией.
Тесты для самопроверки
1. Экономическая прибыль:
а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна бухгалтерской прибыли;
в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;
г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.
2. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке не способствует:
а) расширению производства в действующих фирмах;
б) притоку в отрасль других фирм;
в) повышению рыночной цены продукта;
г) возникновению сил, которые постепенно сведут эту прибыль к нулю.
3. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке долгосрочного равновесия:
а) цена товара равна предельным издержкам его производства;
б) цена товара равна средним издержкам его производства;
в) цена товара равна предельному доходу;
г) все ответы верны.
4. В отрасли совершенной конкуренции действует 20 фирм, рыночная цена единицы продукции равна 40 долл. Если минимальные средние издержки отрасли в долгосрочном периоде равны 30 долл., то как будет изменяться цена и предложение с приближением отрасли к конкурентному равновесию.
а) увеличение предложения сопровождается ростом цены;
б) увеличение предложения сопровождается снижением цены;
в) увеличение предложения при сохранении уровня цен;
г) уменьшение предложения сопровождается ростом цены?
5. Кривая предложения на долгосрочных временных интервалах для:
а) отрасли с возрастающими издержками - вертикальная линия;
б) отрасли с постоянными издержками имеет отрицательный наклон;
в) отрасли с убывающими издержками - горизонтальная линия;
г) все предыдущие ответы неверны.