Прохождения учебной практики
в ______________________________
(Наименование организации)
студента (ки) ____курса, отделения _______________________
_____________________________________________________
(ФИО)
Рабочее место __________________________
(подразделение предприятия)
№ п/п | Наименование подразделения (или рабочего места) и перечень работ | Количество дней (или сроки) с_ по_ | Отметка о выполнении |
Руководитель практики от организации _________ /ФИО
Приложение 3
ДНЕВНИК
прохождения производственной (преддипломной) практики
в ______________________________
(Наименование организации)
студента (ки) _______________________
(ФИО)
Дата | Наименование подразделения (или рабочего места) | Краткое содержание выполненной работы | Замечания руководителя практики о выполненной работе и его подпись |
Руководитель практики от организации (Ф.И.О., должность, подпись)
Печать
II. Методические рекомендации
по прохождению учебной практики и бакалавров
по направлению 080100.62 «Экономика»
Методические рекомендации по прохождению
Практики на коммерческом предприятии
До начала практики необходимо изучить:
- Федеральный закон о соответствующей организационно-правовой форме предприятия – будущего мета практики.
- Формы бухгалтерской отчетности и Планы счетов коммерческих и некоммерческих организаций.
- Виды, методы и последовательность экономического анализа (Последние приведены в Приложениях к данной программе).
Студенты должны изучить и представить в отчете о практике:
1. Общая характеристика организации (предприятия) по методике экспресс-диагностики его деятельности.
1.1. Организационная характеристика:
1. основные сведения о предприятии (ОПФ, наименование организации, сведения о государственной регистрации, место нахождения организации - юридический и фактический адрес, основные цели и задачи организации, основные виды деятельности);
2. охарактеризовать организационную и управленческую структуру предприятия и экономической службы, представить краткие сведения обо всех отделах (структурных подразделениях) предприятия и обязанностях работников экономической службы;
3. изучить документацию по созданию организации, предприятия (устав; учредительный договор; договор об аренде; заявление на государственную регистрацию; заявление в финансовые органы об открытии расчетного счета; положение о структурном подразделении; приказ о создании предприятия; распоряжение главы администрации территории о предоставлении земельного участка; свидетельство о регистрации);
Источники информации: учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор), лицензии, сертификаты, организационная структура, штатное расписание, должностные инструкции специалистов экономической службы, другие организационные документы, регламентирующие деятельность организации.
Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.
Рис. 1. Организационная структура ООО «АБВ»
Примечание: По такой же схеме оформить структуру управления.
Таблица 1
Численность промышленно-производственного персонала на предприятии ООО «АБВ» за 200_-200_ гг., чел.
Категория персонала | 201_ г. | 201- г. | Изменения | |||
чел. | % | чел. | % | + - | % | |
Всего, в том числе: | ||||||
Основная деятельность из них: | ||||||
Рабочие | ||||||
Служащие | ||||||
Из них: | ||||||
Руководители | ||||||
Специалисты | ||||||
Не основная деятельность |
Таблица 2.
Анализ движения ППП на предприятии ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.
Показатели | 20_г. | 20_г. | Изменения | |
+ - | % | |||
Среднесписочная ППП, чел. | ||||
Принято на предприятии | ||||
Выбыло с предприятия | ||||
Коэффициент оборота, % | ||||
по приему | ||||
по выбытию |
Таблица 3
Анализ использования фонда заработной платы ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.
Показатели | 20__г. | 20__г. | Изменения, | |
+ - | % | |||
1. Фонд заработной платы (тыс. руб.) | ||||
в том числе: ППП | ||||
из ППП: рабочих | ||||
ИТР | ||||
служащих | ||||
2. Фонд заработной платы непромышленного персонала (тыс. руб.) | ||||
3. Средняя заработная плата (руб.): | ||||
одного работника ППП | ||||
одного рабочего | ||||
одного ИТР | ||||
одного служащего | ||||
одного работника непромышленного персонала | ||||
4. Выпуск продукции (тыс. руб.) | ||||
5. Расход заработной платы на 1 руб. продукции (руб.) |
Таблица 4
Анализ соотношения темпов роста производительности
труда и средней заработной платы ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.
Показатели | 20__г. | 20__г. | Изменения , | |
(+ -) | % | |||
1. Темпы прироста на одного работника ППП (%): а) производства продукции | ||||
б) фонда заработной платы | ||||
2. Прирост средней заработной платы на 1% прироста производительности труда (п.1"б" : п.1"а") |
1.2. Анализ динамики основных финансово-экономических показателей:
Студенты должны представить в отчете:
1. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности организации.
2. Анализ эффективности использования основных средств организации.
3. Анализ эффективности использования оборотных средств организации.
4. Анализ прибыли от реализации.
5. Анализ показателей рентабельности.
Источники информации: бухгалтерский баланс (ф. N 1); отчет о прибылях и убытках (ф. N 2); главная книга.
Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.
Таблица 5
Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.
Показатели | 200_ г. | 200_ г. | Изменения | |
В тыс. руб.± | % | |||
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб. | ||||
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (тыс. руб.) | ||||
3. Среднесписочная численность работающих, чел. | ||||
4. Фонд оплаты труда, (тыс. руб.) | ||||
5. Среднемесячная зарплата, руб. | ||||
6. Производительность труда, тыс.руб./чел | ||||
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. | ||||
8. Фондоотдача, руб. | ||||
9.Фондовооруженность, тыс.руб./чел. | ||||
10. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. | ||||
11. Оборачиваемость оборотных средств: | ||||
- в числе оборотов | ||||
- в днях оборота, дни | ||||
12. Прибыль от продаж, тыс.руб. | ||||
13. Чистая прибыль, тыс.руб. | ||||
14. Рентабельность продаж, % |
Таблица 6
Эффективность использования основных производственных фондов (ОПФ) в ООО «АБВ» за 200__-200__ г.г.
Показатели | 20__ г. | 20__ г. | Изменение | |
(+,-) | % | |||
1. Объем выпущенной продукции, тыс. руб. | ||||
2. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | ||||
3.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | ||||
4. Фондорентабельность | ||||
5.Фондовооруженность, тыс.руб./чел. | ||||
6. Фондоотдача ОПФ | ||||
7. Фондоемкость ОПФ |
Таблица 7
Анализ прибыли от реализации продукции ООО «АБВ» за 2003-2005 гг.
тыс. руб.
Показатели | 20__. | 20__г. | Отклонение | |
(+,-) | % | |||
Выручка от реализации продукции | ||||
Производственная себестоимость реализованной продукции | ||||
Коммерческие расходы | ||||
Управленческие расходы | ||||
Прибыль (убыток) от реализации продукции |
1.3. Информационная диагностика – анализ информационных потоков в функциональных разрезах: сбыт, производство, снабжение, НИОКР, общефирменные службы).
Студенты должны изучить и представить в отчете:
1. систему документарной обработки информации и документооборота;
2. в случае отсутствия в организации вышеназванных документов – составить их самостоятельно.
3. Ознакомиться с видами программных продуктов, применяемых экономическими службами предприятия: бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим и др.
Источники информации: номенклатура дел; график документооборота; приказ об утверждении перечня используемых типовых регистров единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета; приказ об утверждении перечня должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; программные продукты.
Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.
Рис. Общая схема документооборота в ООО «АБВ»
Таблица 8
График документооборота ООО «АБВ»
Наименование документа | Создание документа | Проверка и обработка документа | ||
Ответственный за проверку и исполнение | Срок исполнения (представления) | Ответственный за проверку | Ответственный за исполнение | |
УТВЕРЖДАЮ
генеральный директор ООО «АБВ» Головин А.Д. _ /подпись/ _
05.01.2006
Перечень должностных лиц, имеющих право подписи
первичных учетных документов в ООО «АБВ»
Наименование документа | Полномочия | Должность и фамилия | Образец подписи |
Платежное поручение | Разрешение на перечисление денеж- ных средств с расчетного счета | Первая подпись - генеральный директор Головин А.Д. Первый заместитель генерального директора Пожарнов И.И. Вторая подпись – главный бухгалтер Долганов П.В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. | |
Расходный кассовый ор дер | Разрешение на выдачу денежных средств | Первая подпись - генеральный директор Головин А.Д. Первый заместитель генерального директора Пожарнов И.И. Вторая подпись – главный бухгалтер Долганов П.В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. | |
Выдача денежных средств | Кассир Боровикова К.Е. |