Работники как субъекты трудового права
Наиболее распространенными субъектами трудового права являются стороны трудового отношения — работник и работодатель.
Как уже указывалось, трудовое право регулирует труд наемных работников. Согласно части 2 ст. 1 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) от 3 марта 1998 года, наемный работник — физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении и организации, в их объединениях либо у физических лиц, которые используют наемный труд.
Как сторона трудового правоотношения работник обладает трудовой правосубъектностью. Необходимо сказать, что фактическая способность к труду и способность к труду как категория юридическая, т.е. трудовая правосубъектность, понятия не тождественные. Фактическая способность к труду появляется гораздо раньше трудовой правосубъектности, о наличии которой можно говорить тогда, когда у гражданина появляется способность к систематическому, урегулированному нормами права труду. В отличие от гражданского права трудовая правоспобность и дееспособность возникают одновременно.
Трудовая правосубъектность (правоспособность и дееспособность) работников возникает по общему правилу с 16 лет. С согласия одного из родителей либо лица,
его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся с 14 лет в порядке, предусмотренном ст. 188 КЗоТ Украины. Помимо возрастного критерия трудовую правосубъектность характеризует и волевой критерий. Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными.
На Западе трудовая правоспособность, как правило, возникает раньше трудовой дееспособности — с 15-16 лет, т.е. с достижением минимального возраста приема на работу. Трудовая дееспособность приобретается с 18 лет, а в некоторых странах — с 21 года (Киселев И.Я. Указ. раб. — С. 52).
Следует учесть, что в отдельных случаях законодательство о труде Украины устанавливает предельный возраст для выполнения некоторых работ. Например, статьей 23 Закона Украины «О государственной службе» установлен предельный возраст нахождения на государственной службе — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. Однако этот и другие случаи, предусмотренные законодательством, — исключения из общего правила.
Вместе с тем способность выполнять определенную работу может быть в некоторых случаях ограничена не только возрастом, но и состоянием здоровья, полом. Так, в ст. 9 Основ законодательства Украины об охране здоровья, принятых Верховным Советом Украины 19 ноября 1992 года, установлены ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья. В части 1 предусмотрено, что на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно не годными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных государственных функций. В статье 190 КЗоТ содержится норма о запрещении привлечения лиц моложе восемнадцати лет к тяжелым работам и работам с вредными или опасными условиями труда, а также подземным работам. Фактическая способность выполнять определенную работу или заниматься определенной трудовой деятельностью может ограничиваться судом (ст. 31 УК Украины). Однако это лишь частичное и временное ограничение трудовой правосубъектности.
Вместе с тем сегодня довольно часто в объявлениях о подборе кадров можно встретить целый ряд требований, не предусмотренных законодательством, установленных фирмами, частными предприятиями и т.д. Так, в объявлениях о вакансиях кадрового агентства «Работа и учеба» указаны возрастные требования — до 35, 40, 45, 50 лет; пол — если женский, то девушка до 28—30 лет, мужской — желательно до 35, 40, 45 лет. Например, требования к кандидату на должность администратора престижного салона следующие: высшее образование, свободное владение английским языком, ПК, опыт работы в аналогичной должности не менее 1 года, презентабельная внешность, девушка до 28-30 лет, оплата — 200 у.е. (Персонал. — 1998. — № 4. — С. 65).
Поскольку в Конституции Украины не закреплены обязанность трудиться, право на получение гарантированной работы, а Законом Украины «О занятости населения» предусмотрено, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, то трудовая правосубъектность трудоспособного гражданина может быть им и не реализована.
Объем трудовой правосубъектности составляют трудовые права и обязанности работника. Важнейшие трудовые права работника названы в ст.ст. 43-45 Конституции Украины, ст.ст. 23,24 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных права 1966 года и некоторых других международно-правовых актах.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)
Основные трудовые права работников закреплены в ст. 2 КЗоТ: право на труд, на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на разрешение коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке, на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, и иные права, установленные законодательством.
Государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.
Согласно ст. 139 КЗоТ работники обязаны работать честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.
Действующим трудовым законодательством предусмотрены гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. Гарантии трудовых прав установлены при приеме на работу, изменении трудового договора, его прекращении.
Гарантии в одних случаях предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других — устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих — обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в четвертых — обеспечивают компенсацию материально-
го ущерба, вызванного их нарушением за счет виновных лиц (см. Трудовое право: Учебник. — М.: «Статус ЛТД+», 1996. - С. 60).
Так, к гарантиям осуществления права на труд относятся нормы, регулирующие деятельность государственной службы занятости, которая создается для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно неработающих граждан.
Действующее законодательство о труде запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, предоставляет гражданам право его обжалования в судебном порядке, устанавливает возможность перевода работника на другую работу только с согласия работника, ограничивает увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа, предусматривает необходимость получения собственником предварительного согласия профсоюзного органа, кроме некоторых случаев.
Право заниматься трудовой деятельностью в соответствии с Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года (Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 23. — Ст. 161) имеют также иностранцы. Согласно ст. 8 Закона иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины.
Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях либо заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины.
Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Такое разрешение оформляется и выдается Государственным центром занятости Министерства труда Украины или с его разрешения центрами занятости Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя для работы на указанном предприятии, в учреждении, организации на определенной должности (по специальности) в соответствии с Временным положением об условиях и порядке оформления иностранным гражданам разрешений на трудоустройство в Украине, утвержденным приказом Минтруда Украины от 5 мая 1993 года (с изм. и доп., внесенными приказами Минтруда Украины от 24 марта 1995 г. № 14, от 9 сентября 1996 г. № 73 и от 22 мая 1997 г. № 42)
Иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности либо занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины. Так, согласно ст. 4 Закона Украины «О государственной службе», право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, либо по иной процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.