Где MB — предельные выгоды (marginal benefit);

МС — предельные издержки (marginal cost).

„ Трактовка политики как процесса обмена вос-

Олитика ходит к диссертации шведского экономиста

как о мен Кнута Викселля "Исследования по теории финансов"

(1896). Основное различие между экономическим и политическим

Рынками он видел в условиях проявления интересов людей.

Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бью-

Кенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории

общественного выбора Нобелевскую премию. "Политика, — пишет

Он, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой

Последние коллективно стремятся к достижению своих частных

Целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного

Обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На

Рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются

платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому:

от местной пожарной охраны до суда"1.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический

Рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена

Конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ

1 Бъюкенеи Дж Конституция экономической политики / / Вопросы экономики 1494

№ 6. С 108

Глава 14 Теория общественного выбора

К распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице.

Однако государство — это рынок особого рода. Его участники имеют

необычные права собственности: избиратели могут выбирать

Представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать

Законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели

И политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами

И предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях

Как прямой, так и представительной демократии. Поэтому

Основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс,

Деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования

И конституционная экономика. В их разработке важную роль

Сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Тал-

Лок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком

Совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой

Демократии, переходя затем к представительной демократии как

Ограничивающему фактору.

Общественный выбор

В условиях прямой демократии

„ Прямая демократия (direct democracy) —

р ^ рные черты g m o такая политическая система, при ко-

Прям демократии торой каждый гражданин имеет право лично

Высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному

Вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она

Типична для собраний коллективов предприятий и учреждений,

Работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов.

В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента

Или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное

внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип

Голосования (единогласие, простое большинство и т д.), зависит его

Исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует

Основа основ — конституционный выбор, т. е. правила

Выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии

Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный

Регламент может сделать демократический строй более эффективным

И действенным. Рассмотрим это на конкретном примере.

Модель медианного Допустим, что жители улицы решили про-

Избирателя вести ее озеленение Посадка деревьев вдоль

Улицы — общественное благо, для которого

Характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурентность)

И неисключительность в потреблении.

Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка деревьев,

Безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в

Наши рекомендации