Проблемы задолженности как фактор неустойчивости современного мирового хозяйства

Международные кредитные отношения служат объектом как рыночного, так и государственного регулирования. Сте­пень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран оди­наковы. Кризис международной задолженности начинается тогда, когда какая-либо страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об ан­нулировании своего долга. Добиться возобновления выплат очень сложно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, кото­рые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. Все это нарушает равновесие между­народного рынка кредита, отдельные нарушения принимают массовый характер, происходит циклический кризис мировой задолженности.

Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономиче­ского развития, но предполагают их обслуживание:

1) выплату основной суммы кредита;

2) уплату процентов по кредиту.

Вместе взятые, эти выплаты представляют собой прямые вычеты из дохода и сбережений страны-должника.

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности — способности заемщика получить кредит — и пла­тежеспособности — способности заемщика своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам.

Платежеспособность зависит от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также экспортной базы.

Признаком наступления кризиса платежеспособностиобычно служат нарушения графика платежей по обслуживанию долга.

Стратегия выхода из кризиса платежеспособности зависит от того, какие факторы его порождают. В одних странах решающую роль в развитии долгового кризиса играют внешние факторы, в других — внутренние. К внешним факторам относятся: ухудшение условий внешней торговли; падение спроса на мировом рынке на экспортные товары страны-должника, ухудшение условий международного кредитования. В числе внутренних факторов — бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс, неэффективность и убытки государственных предприятий и др.

Кризис платежеспособности имеет тяжелые социально-экономические последствия для страны-должника:

· острая нехватка конвертируемой валюты;

· снижение импорта потребительских товаров, сырья, ма­шин, оборудования;

· свертывание производства;

· сокращение капиталовложений;

· падение жизненного уровня населения.

Одной из острейших нерешенных проблем конца XX — начала XXI в. является проблема международной задолженности. Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать внешний долг, используя валютные поступления, Мировым банком приме­няются следующие соотношения:

· отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

· отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;

· отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услугу

· отношение платежей процентов к валовому националь­ному доходу;

· отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;

· доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;

· доля долга международным организациям в общей сум­ме внешнего долга.

Международный опыт поиска решения проблемы внешней задолженности экономическими методами в настоящее время основывается на положении о том, что существует некоторый оптимальный уровень внешней задолженности страны, ко­торый позволяет ей продолжить обслуживать внешний долг (долговая кривая Лаффера). С точки зрения кредитора наи­более разумная политика управления внешним долгом стран заключается в том, чтобы путем реструктуризации долга поддерживать платежеспособность стран-должников на оп­тимальном для кредитора уровне.

Страны с высоким уровнем задолженности проводят поли­тику, основанную на стабилизационной программе Междуна­родного валютного фонда, которая предполагает:

· отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;

· снижение обменного курса местной валюты;

· проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государст­венного бюджета, отказ от индексации ставок заработ­ной платы, поощрение свободы рынков;

· открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Наши рекомендации