Проблемы задолженности как фактор неустойчивости современного мирового хозяйства
Международные кредитные отношения служат объектом как рыночного, так и государственного регулирования. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Кризис международной задолженности начинается тогда, когда какая-либо страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Добиться возобновления выплат очень сложно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. Все это нарушает равновесие международного рынка кредита, отдельные нарушения принимают массовый характер, происходит циклический кризис мировой задолженности.
Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но предполагают их обслуживание:
1) выплату основной суммы кредита;
2) уплату процентов по кредиту.
Вместе взятые, эти выплаты представляют собой прямые вычеты из дохода и сбережений страны-должника.
При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности — способности заемщика получить кредит — и платежеспособности — способности заемщика своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам.
Платежеспособность зависит от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также экспортной базы.
Признаком наступления кризиса платежеспособностиобычно служат нарушения графика платежей по обслуживанию долга.
Стратегия выхода из кризиса платежеспособности зависит от того, какие факторы его порождают. В одних странах решающую роль в развитии долгового кризиса играют внешние факторы, в других — внутренние. К внешним факторам относятся: ухудшение условий внешней торговли; падение спроса на мировом рынке на экспортные товары страны-должника, ухудшение условий международного кредитования. В числе внутренних факторов — бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс, неэффективность и убытки государственных предприятий и др.
Кризис платежеспособности имеет тяжелые социально-экономические последствия для страны-должника:
· острая нехватка конвертируемой валюты;
· снижение импорта потребительских товаров, сырья, машин, оборудования;
· свертывание производства;
· сокращение капиталовложений;
· падение жизненного уровня населения.
Одной из острейших нерешенных проблем конца XX — начала XXI в. является проблема международной задолженности. Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать внешний долг, используя валютные поступления, Мировым банком применяются следующие соотношения:
· отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
· отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;
· отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услугу
· отношение платежей процентов к валовому национальному доходу;
· отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;
· доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
· доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга.
Международный опыт поиска решения проблемы внешней задолженности экономическими методами в настоящее время основывается на положении о том, что существует некоторый оптимальный уровень внешней задолженности страны, который позволяет ей продолжить обслуживать внешний долг (долговая кривая Лаффера). С точки зрения кредитора наиболее разумная политика управления внешним долгом стран заключается в том, чтобы путем реструктуризации долга поддерживать платежеспособность стран-должников на оптимальном для кредитора уровне.
Страны с высоким уровнем задолженности проводят политику, основанную на стабилизационной программе Международного валютного фонда, которая предполагает:
· отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
· снижение обменного курса местной валюты;
· проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;
· открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.