Выполнить в лекционной тетради задания, оставленные на лекции для самостоятельного изучения
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1 Введение
Семинар 1.1. Предмет и метод экономической теории
- Возникновение и развитие экономической теории как науки
2. Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук. Потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
3. Методы экономического исследования. Формальная логика, материалистическая диалектика, экономическое моделирование.
Задания:
- Прочитать в одном (или нескольких) учебнике раздел по теме семинара и написать конспект:
- Выполнить в лекционной тетради задания, оставленные на лекции для самостоятельного изучения
- Письменно ответить на вопросы:
3.1. Подготовить текст краткого (до 5 минут) сообщения об одном из ученых-экономистов, ставших Нобелевским лауреатом
3.2. Покажите на примере, что развитие экономической теории идет за изменениями в объективных условиях производства
3.3. Что общего и чем отличается экономика от смежных наук: социологии, психологии?
3.4. Оцените утверждение: «Д. Рикардо был одним из богатейших людей своего времени. Дж.-М.Кейнс в молодые годы составил капитал на операциях с ценными бумагами, и в зрелые годы продолжал успешно заниматься бизнесом. Следовательно, все выдающиеся экономисты могут рассчитывать на успех в бизнесе»
3.5. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?
- Решить задачи:
4.1 . Ниже представлены пять альтернативных вариантов производства продуктов С и Д.
Варианты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выпуск С ( шт.) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выпуск Д ( шт.) | 20 | 19 | 16 | 10 | 0 |
Постройте кривую производственных возможностей. Определите:
А) вмененные издержки третьей единицы продукции С.
Б) совокупные вмененные издержки трех единиц продукции С
4.2. Робинзон и Пятница на необитаемом острове собирают кокосовые орехи и ловят рыбу. Их производительность труда в час:- Робинзон: 10 орехов или 2 рыбы;- Пятница: 30 орехов или 10 рыб. В одной системе координат постройте кривые производственных возможностей каждого. Как следует распределить обязанности между ними, чтобы достичь наибольшей эффективности? Сколько рыб и орехов они будут получать за 4-часовой рабочий день при этом?
4.3. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться тремя способами: самолетом, поездом или автобусом. Стоимость билета: на самолет 4000 руб., на поезд 1500 руб., на автобус 1000 руб. Время в пути: на самолете (с учетом времени на регистрацию) 3 часа, на поезде 10 час, на автобусе (с учетом пересадки в промежуточном пункте) 15 часов. Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полноценной работы в пути исключена.
Какой вид транспорта следует избрать руководству фирмы для своего сотрудника, если результативность его труда составляет 200 руб. в час?
Творческое задание, выполняемое по желанию – подготовка доклада на одну из тем:
1. Принцип минимальной причины (“Бритва Оккама”).
2. Особенности русского меркантилизма и классической школы (А.Л. Ордин-Нащекин, И.Т. Посошков).
3. Меркантилисты как первая научная школа (Т. Мэн, Ж. Б. Кольбер, А. Ришелье). Первые рецепты государственной экономической политики в духе протекционизма).
4. Физиократы. Ф. Кенэ "Экономическая таблица"
5. Классическая школа А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль. Введение в научный оборот основных проблем экономической теории. Богатство как совокупность товаров. Трудовая теория стоимости. Политика свободы предпринимательства - Laissez faire).
Семинар 1.2. Экономические системы. Основные принципы функционирования рыночной экономики.
1. Экономические агенты.
2. Экономическое содержание собственности. Формы собственности.
3. Понятие и виды экономических систем.
4. Основные характеристики рыночного хозяйства.
Задания:
1.Прочитать в одном (или нескольких) учебнике раздел по теме семинара и написать конспект:
Выполнить в лекционной тетради задания, оставленные на лекции для самостоятельного изучения
3.Письменно ответить на вопросы:
3.1. Текст краткого (до 5 минут) сообщения об одной из современных национальных экономических моделей (американской, японской, немецкой, шведской)
3.2. Каковы интересы экономических агентов?
3.3.Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали три главных вопроса экономики: что, как, для кого производить?
3.5.Как бы вы определили роль механизма цен в рыночной системе? Что он дает рыночной экономике?
3.6.В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?
Творческое задание, выполняемое по желанию – подготовка доклада на одну из тем:
1. Социальные проблемы в России. Феномен “новых русских”.
2. Социальное рыночное хозяйство Л. Эрхарда (Германия)
3. Китайское «экономическое чудо».