Становление коммерческого дизайна в США. Взгляды и дизайн. позиция Раймонда Луи
По своей сути дизайн носил и носит коммерческий характер. Эта его сторона без камуфляжа отмечалась и подчеркивалась с первых шагов дизайна в Америке его пионерами Уолтером Тигом (1883-1960), Рэймондом Лоуи (1893-1986)и др. Они внесли значительный вклад в формирование такого характерного для американского дизайна явления, как стайлинг. Дизайнеры, подчинившие свое творчество коммерческим интересам промышленников и торговцев, заняты тем, что придают изделиям чисто внешние «эстетические» свойства путем «облагораживания» художественными средствами даже не рациональной конструкции. При этом используется арсенал средств, механически перенесенных в дизайн из сферы изобразительных искусств и архитектуры.
Более «цивилизованным» считается, так называемый, «рациональный стайлинг», связанный с поиском определенного стилевого единства предметной среды. Стайлинг – особый тип формально-эстетической модернизации, при кот. Изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни с модой и изменением предпочтений.
Пресса, без рекламных услуг которой коммерческий дизайн немыслим, представляла художника как буфер между производителем и потребителем, несколько передергивая факты. Во-первых, внедряя новую вещь, уже сущ.прототип подвергали убийственной оценке (называли неудобным,нерациональным по форме,некрасивым). Качества нового изделия на этом фоне объявлялись единственно возможными по самому большому счету. Во-вторых, в ценообразование включался фактор формы. В-третьих, активно использовался прием персонификации формы: «Эта форма придумана Лоуи, отличным парнем, отличным художником» .
Раймонд Лоуи (1893-1986).
Раймонд является пионером коммерческого дизайна, одного из самых эффективных приемов повышения потребительской ценности товара. Работая промышленным дизайнером Лоуи впервые разработал и применил на практике такие понятия как "корпоративный стиль" и "эстетическая форма изделия". Используя нетривиальный подход к вопросам дизайна, он занимался проектированием разных вещей, от шариковой ручки и разработки логотипов компаний до создания локомотивов для железных дорог и жилых модулей космических кораблей. Формула Лоуи: «Замечать плохое, улучшать и продавать»
Лоуи, одним из первых, стал обращать внимание то, что другие просто не замечали при проектировании техники и технических изделий - это эстетическая форма изделия. При условии, что несколько фирм производят одинаковую продукцию с примерно равными характеристиками, то эстетическая форма изделия, вот что выдвигало вперед среди конкурентов. При не значительном развитии дизайна в начале 30х годов коммерческий дизайн, практикуемый Лоуи, действовал безотказно. Конкуренты его заказчиков просто не могли поставить себе в плюс красивую и функциональную форму своей продукции и теряли как минимум одну позицию в жесткой конкурентной борьбе. А на фоне покупательского кризиса Великой депрессии конца 30х годов эта позиция дорого стоила.
"Дизайн - это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу" - так сам охарактеризовал роль коммерческого дизайна Раймонд Лоуи в своей автобиографической книге "Никогда не останавливаться на достигнутом" (1951 год).
Наиболее известные работы Лоуи:
- новый внешний вид ротатора(множительной машинки) для Гестетнера. Лоуи изготовил систему механических кожухов,которые скрыли рабочий механизм,сделал тумбу мебельного типа и ввел светлые цвета.В результате ротатор в течение 20 лет не имел конкурентов на англ.рынке. Кроме чистой функции он получил новую ценнность – форму, о кот. раньше и не думали.
-бытовой холодильник фирми Sears Roebuck (1932г.). холодильник впервые получил отточенную промышленную форму, был весь покрыт белоснежной эмалью, на фоне кот.сияли хромированные ручки. Увеличив внутренний объем холод-ка, Лоуи осуществил его перекомпановку, которая значительно улучшила температурные условия в холод.камере и сделала прибор более удобным. Морозильная камера была размещена была размещена по оси симметрии хол-ка (раньше она была в верхнем углу у стенки), в нижней части объема появились три емкости – «коробки». Этот простой ход на долгие годы определил компановку холод-ка практически всех бытовых холод-ков, выпускавшихся мировой промышленностью. Модель появилась на рынке в 1936г. и разошлась в количестве 275 тысяч (предшествующая модель – 60 тысяч).
- изменение дизайна пачки сигарет «лаки страйк» (нанесение рекламного рисунка с двух сторон)
- модель автобуса «Сильверсайдс» (1939г.)- первый прецендент каркасно-панельного кузова, багажные отсеки под полом салона
- разрабатывал автомобили для «кадиллак», «остин», «форд», «ягуар», фирмой «Хапп Мотор» , «Студебеккер» и др.
- 1944г. – был инициатором создания Американского общества дизайнеров
-в 1953г открывает бюро в Европе, его стремлением было к более широкому охвату каждой проблемы. Огромный объем исследований перед каждой разработкой, над которыми трудились разные специалисты. Европейская фирма Лоуи – классический пример плодотворности междисциплинарного сотрудничества в дизайне (дизайнер выполняет роль координатора работ).
Одним из принципов Лоуи был контроль за изготовлением опытного образца.
-новый облик компании British Petroleum (новые азс, станции обслуживания автомобилей, фирменная графика)
- новый облик компании Shell – комплексный подход к изменению фирм.стиля всей компании (фирм.знак, рабочая одежда, продумана и технически обоснована архитектура самих станций вплоть до мельчайших элементов)
-разрабатывал жилые отсеки для амереканских космических аппаратов «Аппалон», «Скайлэб», «Шаттл», локомотив «Пенсильвания»
-автор фирменного логотипа «Кока-Колы» и упаковки для бульона «Кнорр»
Основа творческой тактики Лоуи – концепция конкурентоспособности.
Своей деятельностью Лоуи способствовал осознанию дизайна как важной отрасли современного производства, старался органично вплести его в сложную систему индустрии, быта, торговли.