Аконодательство, регламентирующее ВЭД России.

Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно подразделить на общие и специальные. Общие являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим отношениям. Среди них:

- Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Она определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения.

- Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Отдельная глава кодекса посвящена правоспособности иностранных физических и юридических лиц, а также условия заключения внешнеэкономических сделок.

- Некоторые нормативные акты финансового права также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

- Вопросы внешнеэкономической деятельности освещаются так же и в нормативных актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической деятельности как преступления (контрабанда, невозвращение вывезенных художественных и культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей) и устанавливает ответственность за их совершение.

Из числа действующих ныне законов в сфере ВЭД в России следует указать: Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., Закон «О таможенном тарифе» от 24 мая 1993г., «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1993г., Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г., Закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999г.

Органы, регулирующие ВЭД России.

Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

Методы государственного регулирования.

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

1. Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

2. Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

3. Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

4. Таможенно-тарифное регулирование Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

5. Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

6. Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее время характерно практически для большинства бывших субъектов бывшего СССР.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Виды пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

- специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

- антидемпинговые; применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

- компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

- сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

- особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России; порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Определение страны происхождения. Россия, как и многие другие страны предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Тарифная льгота(тарифная преференция) – предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара. Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.

В целом установленные им таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).

Нетарифное регулирование

Нетарифные методы регулирования ВТД часто ассоциируют с чисто административными ограничениями, запретами и контролем. Однако по международным нормам, в частности Всемирной Торговой Организации (ВТО), к ним относятся и экономические ограничительные методы, т.е. практически все методы, не относящиеся к таможенно-тарифным методам

Нетарифное регулирование– комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

Рассмотрим действующие в настоящее время нетарифные методы более подробно. К ним относятся такие экономические методы, как:

1. Налоговые, или паратарифные, методы – все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины):

Налог на добавленную стоимость взимается в размере 20% с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Акцизы – как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10-70%) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

Таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте товаров – 0,15% их таможенной стоимости (0,1% в рублях и 0,05% в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора могут взиматься в необходимых случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров и др.

2.Валютные (экономические, в отличие от контрольных) методы включают в себя:

Валютный курс – один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители.

Обязательная продажа экспортерами 75% валютной выручки – существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД.

Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу вылютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).

3.Стимулирующие экспорт: обеспечение кредитования, гарантии и страхование кредитов, субсидирование экспорта. Стимулирование экспорта предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования.

1. Количественные ограничения экспорта и импорта:

Квотирование – внешнеторговая квота – количественное ограничение объема экспорта и импорта определенных товаров. Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий.

Лицензирование – метод ограничения вывоза или ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и выделяется в отдельный перечень товаров.

Контингентирование – вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

Добровольное самоограничение экспорта – добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство по их ограничению в страну импортера в результате неофициальной договоренности между страной экспортера и страной импортера. Осуществляется под угрозой начала «торговых войн», или применения импортером более жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989 г. от расширения в течение пяти лет экспорта автомобилей в США. В российской практике ВТД эти меры не применялись.

2.Запретительные: запрет вывоза или ввоза отдельных товаров – законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами – применяется обычно на основе решений ООН (например, в отношении Югославии).

3.Контроль качества – сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, экологический, фитосанитарный.

4.Таможенно-административные требования: перечень документов для таможен, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

5.Валютный контроль: система уполномоченных банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.

Наши рекомендации