Структура курсовой работы и требования к ее содержанию
Уральский Государственный Экономический Университет
Кафедра «Корпоративной экономики, управления и оценки бизнеса»
Экономика фирмы
Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов всех форм обучения специальности 080103 «Национальная экономика (специализация «Корпоративный менеджмент»)
Утверждаю
_________________________
Екатеринбург
Составитель: к.э.н., доцент Карпенко Я.В., к.э.н., доцент Потапцева Е.В.
Рецензент:
Общие положения
Курсовая работа по дисциплине "Экономика фирмы" является важнейшим видом учебного процесса и выполняется студентами специальности «Национальная экономика (специализация «Корпоративный менеджмент») всех форм обучения в соответствии с учебным планом.
Целью написания данной курсовой работы является закрепление профессиональных знаний и навыков в области решения производственных задач.
Данная цель достигается за счет:
* углубленного изучения и изложения студентом одного или нескольких проблемных теоретических вопросов, взаимосвязанных с темой исследования;
* самостоятельного составления плана исследовательской работы, разработки методики, выбора методов сбора и обработки аналитической информации для обоснования выводов, имеющих значение для постановки конкретной задачи;
* представления обоснованных предложений (в форме планов, мероприятий, проектов и т.д.) как решений конкретной практической задачи.
Выполнение курсовой работы предполагает наличие у студентов знаний, полученных студентами в ходе предшествующего освоения курсов «Экономическая теория», «Статистика», и др.
Курсовая работа должна быть выполнена в соответствии с настоящими методическими указаниями.
Тематика курсовых работ по учебной дисциплине (см. раздел 6) предоставляет студенту право выбора конкретной темы. Вместе с тем, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её использования.
При определении объекта и предмета курсовой работы необходимо учесть, что объект исследования — проблемы, процессы или явления, существующие в реальной деятельности предприятия; предмет исследования — выбор альтернативы по обоснованию перспективы их развития.
Основными трудностями, возникающими при написании работы, являются: невозможность получить необходимый для исследований объём аналитической информации; отсутствие компетентных консультантов и профессиональных экспертов и т.д. На эти моменты студентам следует обратить внимание до начала проведения курсового исследования.
При написании работы необходимо помнить, что экономическое исследование должно быть основано на критическом подходе к существующей практике хозяйствования; в обосновании видов и решений целесообразно применять методы сравнения, количественные и качественные методы, методы технико-экономического, статистического, структурно-логического анализа.
Умение квалифицировано проводить исследование, наряду с актуальностью темы, самостоятельностью, оригинальностью выводов и предложений, выступает важнейшим критерием её оценки.
Структура курсовой работы и требования к ее содержанию
Основное содержание курсовой работы может быть построено на реализации двух подходов. Первый подход предполагает, что исследование стоится на базе источников вторичной информации. Работы данного направления должны содержать обширный статистический материал, анализ конкретных фактов и современных рыночных тенденций, проводимый на основе имеющихся публикаций в периодической печати, сборниках, каталогах, проспектах и т.д.
Второй подход основан на источниках первичной информации (отчётной документации предприятия, различных исследований, проводимых студентом в период написания курсовой работы).
Структура курсовой работы
Как правило, курсовая работа должна включать:
содержание,
введение,
две-три главы (количество глав определяется особенностями работы),
заключение,
список литературы.
Содержаниевключает перечень всех разделов, глав, параграфов работы с указанием номера страницы начала каждой позиции.
Введениек курсовой работе должно содержать:
1. Обоснование актуальности темы работы на основе выявления (постановки) проблемы исследования.
2. Описание проблемы, т.е. раскрытие ее сути, значимости, общего контекста, в рамках которого лежит данная проблема, разработанности в литературе и на практике.
3. Определение цели курсовой работы.
4. Выявление конкретных задач курсовой работы, направленных на достижение поставленной цели и выдвижение возможных гипотез;
5. Обоснование методов исследования, применяемых для решения задач.
6. Описание общей структуры работы.
Глава 1. Данная глава носит общетеоретический характер. Назначение данной главы - оценка суммы знаний по рассматриваемой проблеме. В содержании главы: обсуждаются экономические категории; уточняются определения. Дается развернутое описание изложенных в экономической литературе теоретических концепций, их отдельных положений. Важное место занимает рассмотрение различных подходов к решению исследуемой проблемы, даётся их оценка в аспекте возможности их практического использования в практике менеджмента.
Информационной базой для выполнения курсовой работы служат документы бухгалтерской отчетности, статистическая документация предприятия, информация, размещенная предприятием на сайте, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований на рабочих местах, официальные документы (законы, указы, постановления, акты ревизии) и прочее.
Теоретическое исследование создаст основу для выполнения аналитической части работы.
Глава 2. Данная глава может носить либо аналитический, либо методический характер (в зависимости от цели и задач, поставленных автором при выполнении работы).
В первом случае - осуществляется анализ фактического состояния изучаемого вопроса. Для этого приводится методика анализа (информационная база, схема, процедура, система показателей и т.д.), осуществляется сбор материала (по результатам обзоров рынка, исследований экспертов, анализа документов предприятий, первичных данных и т. д.), его статистико-математическая обработка, делаются заключения аналитического характера (о состоянии, структуре, динамике и т.д.).
Во втором случае - осуществляется изложение (обобщение, выбор, описание, сравнение) методов или методик проведения исследования по изучаемой проблеме. Цель: на основе критического анализа имеющихся методических разработок предложить свой подход к решению основной задачи исследования.
Здесь должны быть охарактеризованы используемые методы к управлению фирмой, которые определяют специфику курсового исследования. Приводимые факты, концепции, подходы, методики должны носить систематизированный характер. Анализ их совокупности доводится до теоретических выводов и обобщений. Необходима четкая аргументация в обосновании ключевых тезисов, объединение всего материала в целостную стройную концепцию единой идеей, одной общей мыслью. Положительно, если автору удалось критически проанализировать и сопоставить теоретические положения и практическую деятельность предприятия.
Глава 3. Данная глава может носить рекомендательный или оценочный характер. В работах аналитической направленности разрабатываются пути решения рассматриваемой проблемы на практике, предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию какого-либо процесса, делаются прогнозы по развитию какой-либо ситуации и т.д. Обязательно наличие экономического обоснования предложенных мероприятий и рекомендаций.
В работах методической направленности приводятся результаты апробации методики, расчеты, подтверждающие выдвинутые гипотезы и т.д.
В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения тех задач, которые ставились при написании курсовой работы. Осуществляется оценка полученных результатов.
Список литературы должен содержать библиографическое описание источников, которые были использованы в работе (по тексту ссылки).
3. Рекомендации по выполнению теоретической части курсовой
Работы
Теоретическая часть является обязательной при написании курсовой работы любого и направления. Изучение литературы по выбранной теме должно позволить студенту определиться с понятийным аппаратом проблемы, выявить связи в рассматриваемых явлениях, сопоставить имеющиеся подходы к решению конкретных задач. При обработке литературных источников могут быть использованы методы: логического анализа, аналогий, морфологического, структурного анализа и т.д.
Основная часть курсовой работы должна строго соответствовать теме, а содержание разделов и подразделов – их наименованиям. Все главы должны быть взаимосвязаны, обязательно должна прослеживаться логика достижения поставленной цели.
Содержание каждого из разделов, имеющих самостоятельный заголовок, должно раскрывать отдельную проблему или одну из ее сторон, а изложение материала – логически переходить из одного раздела в другой. Желательно, чтобы разделы имели приблизительно одинаковый объем страниц и одинаковое число параграфов (подразделов). Каждый раздел должен заканчиваться краткими выводами.
При написании исследовательской работы необходимо использовать качественные (экспертные, неформализованные) и количественные (формализованные) методы анализа. Количественные методы: статистические и математические (группировок, сравнений, регрессионного, корреляционного и факторного анализа, экстраполяции и т.д.). Использование этих методов позволяет сделать значимые качественные выводы и фактах и явлениях. Могут быть использованы и многие другие методы, рассматриваемые в лекционном курсе и в литературе. Выбор осуществляется студентом и руководителем.