Социальная политика государства. Социальный императивявляется обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала
Социальный императивявляется обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политике вообще и в регулировании экономического развития в частности. Он реализуется в основном через социальную политику государства.
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
· Государственная программа «Культура»;
· Республиканская программа «Здоровье»;
· Национальная жилищная программа;
· Государственная программа развития спорта и туризма;
· Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
· Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
· Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания» и т.д.
В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала используется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Для Беларуси по сравнению с данными 2004 г. он вырос с 0,794 до 0,804 (в 2005 г.). По этому показателю наша страна переместилась с 67-го
места на 64 – е место в мире. Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Увеличение ИРЧП произошло за счет:
1) роста ВВП на душу населения по паритету покупательской способности в 2005 году. В Докладе Программы развития ООН (ПРООН) 2007 года ВВП на душу населения по паритету покупательной способности определен в размере 7918 долларов США);
2) Увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,2 лет до 68,7 лет.
Опередив Российскую Федерацию (67-е место с показателями ИРЧП 0,802), Республика Беларусь стала лидером среди государств-участников СНГ по показателю Индекса развития человеческого потенциала. Например, Казахстан находится на 73 позиции с показателем ИРЧП 0,794, Украина занимает 76-е место с показателем ИРЧП 0,788, Армения находится на 83-е месте с показателем ИРЧП 0,775, Грузия занимает 96-е место с показателем ИРЧП 0,754, Азербайджан на 98-е месте с показателем ИРЧП 0,746.
Повышение уровня жизни, обеспечение стабильности, реализация принципов социальной справедливости являются актуальными проблемами формирования социально ориентированной экономики. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социально-политической стабильности и социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъекты социальной политики — те, кто определяет цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляет действия по ее реализации. Это государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, негосударственные объединения, бизнес, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
Сущность социальной политики проявляется в ее функциях:
1. Стимулирующая функция социальной политики заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости для тех, кто способен работать.
Социальная политика, ориентирована на индивидов, по объективным условиям не способных достигать удовлетворения своих потребностей путём приложения собственных усилий, должна обеспечить им помощь и поддержку.
2. Стабилизирующая функция социальной политики, предполагающая перераспределение доходов, развития системы социальной защиты и социальных гарантий. Ослабление стимулирующей функции ведет к уменьшению возможностей для финансирования социальных программ; стабилизирующей – к неоправданному нарастанию социальной дифференциации и напряженности в обществе.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях:
1. В рамках государственной социальной политики принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.
2. Региональная социальная политика учитывает особенности региона. Здесь разрабатываются и реализуются региональные законы и региональные социальные программы.
3. Муниципальный уровень социальной политики направлен на решение проблем населения конкретного муниципального образования.
Важнейшими в социальной политике является принцип социальной справедливости. С одной стороны, он гарантирует справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (обоснованное неравенство), с другой — равенство в обеспечении всем членам
общества одинаковых стартовых возможностей (обоснованное равенство).
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для самостоятельного обеспечения удовлетворения своих потребностей.
Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество через механизм налогов и трансфертов должно осуществлять перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных граждан к тем, кто в силу объективных обстоятельств не может извлекать доходы, достаточные для удовлетворения ос-новных потребностей, путем трудовой деятельности.
Принцип всеобщностипредусматривает охват социальными мероприятиями всех членов общества, но при соблюдении дифференцированного подхода к ним.
Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. В экономической системе должны формироваться условия для развития общественного производства, в результате которого создаются ресурсы, обеспечивающие проведение социальной политики. Кроме того, необходимо осуществлять меры, способствующие развитию работников через системы образования, здравоохранения, повышения квалификации. Эти меры одновременно укрепляют социальную стабильность общества.
Выделяют два основных типа социальной политики:
· бисмарковский
· бевериджский.
При реализации бисмарковского типа делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров.
Бевериджский тип, основанный на принципе национальной солидарности, признает за любым человеком, независимо от степени его участия в общественном производстве, право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). При этом средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета.
Выделяют следующие направления реализации социальной политики:
• политика доходов населения;
• политика в сфере труда и трудовых отношений;
• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;
• развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры;
• социальная защита отдельных групп населения;
• экологическая политика;
• демографическая политика;
• миграционная политика.
Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что обусловливает необходимость проведения сбалансированной социальной политики. Ее результативность отражается в повышении уровня и качества жизни населения страны.
Уровень жизни— это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поэтому при его исследовании используются множество показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. Согласно классификации ООН рассматриваются следующие группы показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индекс потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.
Качества жизни– это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. К середине 1950 годов акценты сместились в стороны именно изучения качества жизни. Критерием его оценки выступают научно-обоснованные нормативы потребления населения, на основе которых рассчитывается рациональный потребительский бюджет. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей и групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни применяют в большей степени количественные показатели, то при исследовании качества жизни акцент делается на качественную определённость и качественное различие явлений.
Уровень жизни населения - это достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ. Все показатели уровня жизни можно условно разделить на интегральные показатели соотношений (например, доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума, располагаемых ресурсов по группам населения) и показатели единичные (величина доходов, размер потребления), но являющиеся результатом воздействия множества факторов. Для измерения уровня жизни применяются различные системы показателей. Варианты их построения многообразны. Показатели уровня жизни могут быть сгруппированы, например, следующим образом:
I. Обобщающие макроэкономические показатели ( ВВП, реальный ВВП в расчете на душу населения, расходы на конечное потребление домашних хозяйств в СНС и др.).
II. Демографические показатели (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень заболеваемости, коэффициент младенческой смертности и др.).
III. Показатели экономической активности населения (уровень экономической активности, уровень безработицы, соотношение занятых в экономике и общей численности населения и др.).
IV. Показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, покупательная способность денежных доходов, показатели бедности, масштабы бедности, средний размер пенсии, стипендий и др.).
V. Потребление и расходы населения (потребительские расходы, среднедушевое потребление продуктов питания, химический состав и энергетическая ценность потребленных продуктов питания и др.).
VI. Денежные сбережения населения.
VII.Накопленное имущество и жилищные условия (обеспеченность населения жильем, жилищный фонд, благоустройство жилья, наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения и др.).
VIII. Социальная дифференциация населения (распределение населения по размеру среднедушевого дохода, структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднего дохода, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), децильные и квинтильные коэффициенты дифференциации доходов населения и др.).
IX. Показатели социальной напряженности (число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. и др.).
Оценка уровня жизни должна обеспечивать сопоставимость данных во временном (для оценки эффективности воздействия мероприятий социальной политики на уровень жизни населения) и территориальном (для определения расхождений уровня жизни населения по регионам страны, в различных государствах или их группах) разрезах.
Имеются попытки применить для характеристики уровня жизни интегральные показатели. В разное время в качестве такого показателя рассматривались: ВВП на душу населения, национальный доход, доля расходов на питание в общих расходах и др. Наиболее известным из используемых сегодня интегральных показателей уровня жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Наряду с ИПЧП применяются и другие обобщающие показатели уровня жизни (индексы нищеты населения и др.).