Вопрос 4. Коррупция и ее предупреждение

Коррупция в переводе с латинского языка означает подкуп, подкупность и продажность.

Коррупция – это социальное явление, которое характеризуется использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним лицам таких преимуществ.

Коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

В зависимости от характера той или иной социальной задачи выделяются две группы собственно коррупционных преступлений:

первая – коррупционные преступления в форме подкупа (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенные путем подкупа; коммерческий подкуп; получение и дача взятки; подкуп или принуждение к даче показаний);

вторая– иные коррупционные преступления (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; регистрация незаконных сделок с землей; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог).

Кроме того выделяют преступления,непосредственно связанные с коррупционными деяниями (легализация денежных средств от коррупции; укрывательство коррупционных фактов).

Структура криминологического портрета российских коррупционеров выглядит следующим образом: работники министерств, комитетов и их структур – около 40%; сотрудники правоохранительных органов – более 25%; работники контролирующих органов – в пределах 9%; работники таможенной службы – 3,5%; депутаты – около 1%; иные категории – 19%.

Коррупционеры отличаются большим, чем среднестатистический преступник, средним возрастом (37 лет), а также повышенным уровнем феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием).

81% взяточников состояли в браке; 15% – в браке не состояли; 4% – находились в фактических брачных отношениях.

Основными причинами проявлений коррупции экспертами признаются:

– неспособность государства обеспечить госслужащим достойное содержание, что подталкивает последних к массовой низовой коррупции;

– недостаточная прозрачность деятельности самого административного аппарата, а также закрытость и не подконтрольность власти;

– наличие высоких налогов, расширяющих зону теневой экономики, и как следствие сферу коррупции;

– противоречивость законодательства, позволяющая чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);

– незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами, что приводит к появлению нечетких инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;

– неэффективность институтов власти, которая является одним из ведущих факторов распространения коррупции;

– нехватка квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий;

– минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер

– отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, что приводит к ее распространению, как по горизонтали, так и по вертикали;

–«высокий» профессионализм лиц, совершающих коррупционные деяния;

– кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию коррупции;

– слабость гражданского общества, оторванность общества от власти;

– терпимость и лояльность населения к коррупционным проявлениям;

– давняя российская традиция.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12. 2008 г.
№ 273 противодействие коррупции – определяется как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

Профилактика коррупции осуществляется путем осуществления следующих основных мер:

– антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

– предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к лицам, претендующим на замещение государственных должностей;

– установление в качестве основания для увольнения госслужащего, не представившего сведений о своих доходах и имуществе;

– совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

– введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов и ограничений;

– обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти страны субъектов РФ;

– обеспечение независимости средств массовой информации;

– неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

– обеспечение добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

– повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

– передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

– повышение ответственности федеральных органов государственной власти страны за непринятие мер по устранению причин коррупции;

– совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

– укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств

Заключение

Совместная и слаженная деятельность правоохранительных органов с государственными структурами и общественными организациями, обеспечит определенный успех решения важной задачи предупреждения преступлений против собственности и деяний коррупционной направленности.

Наши рекомендации