Теоретические основы современного менеджмента
План
Введение | |
Глава 1. Теоретические основы современного менеджмента | |
1.1. Сущность, задачи, цели и принципы менеджмента | |
1.2. Характеристика современного менеджмента | |
Глава 2. Анализ развития новых технологий менеджмента на примере американской корпорации Apple | |
2.1 Современный Apple | |
2.2. Мотивация руководителя как источник развития менеджмента | |
2.3. Apple в России | |
Глава 3. Пути и способы повышения эффективности | |
Заключение | |
Список использованной литературы |
Введение
В отличие от американской модели, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.
Современное социально-экономическое состояние характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого – банковская система США. Поскольку США определяет объем мировой валюты, контролирует до 40% мирового потребления энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и в России, в большой степени зависит от современного неформального экономического лидера.
Актуальность исследования: Одной из важных проблем, стоящих перед экономикой России, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров: руководителей. Одним из путей решения этой проблемы может стать рациональное использование американской модели менеджмента с учётом особенностей внешних и внутренних факторов России.
В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиции по использованию менеджмента в практической деятельности вывода экономики из кризиса. Это относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса.
Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.
В мировой управленческой практике наблюдается сосуществование различных моделей управления, например, американской и японской, что отражает процесс интернационализации современного менеджмента.
Задача российских руководителей заключается в творческом поиске новых решений и практическом применении различных моделей менеджмента в российских организациях. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время важную роль в подготовке руководящих кадров играет изучение опыта экономически развитых стран.
Менеджмент – это система программно – целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно – технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Целю курсовой работы:анализ становления и развития менеджмента в американской корпорации Apple.
Объектом исследования – актуальные проблемы становления и развития менеджмента.
Предметом исследования – менеджмент Apple
Основные задачи исследования:
§ исследовать теоретико-методологические основы современного менеджмента;
§ выявить теоретические аспекты развития управленческой деятельности;
§ раскрыть актуальные проблемы становления и развития менеджмента в Apple;
§ изучить пути и способы повышения эффективности управления.
Основополагающими результатами исследования являются теоретические выводы.
Для раскрытия данной темы были использованы учебные издания, материалы периодической печати.
В структурном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретические основы современного менеджмента
Основные понятия менеджмента
управление менеджмент эффективность
Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».
Термин «менеджмент» («management») американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т.д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно.
Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку «менеджмент» – слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия «управление» в современных условиях, имея в виду его «рыночное» смысловое содержание.
Менеджмент – это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается – наука об управлении; в прикладном – это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Менеджмент – представляют также как процесс управления, т.е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент – характеризуют и как работу с людьми.
При всей много вариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Менеджмент – это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент – специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Таким образом, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
§ ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
§ постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
§ постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
§ конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.