Модель разложения общего эффекта
Рассмотрим модель разложения общего эффекта (рис.4-14). Пусть потребитель покупает два товара Х и Y по ценам соответственно Рх и РY, имея доход М. Е0 – оптимум потребителя – точка касания бюджетной линии АВ с кривой безразличия I0.
Пусть цена товара Х снизилась с Рх до Рх¢. В этом случае новая бюджетная линия пересекает ось ОY в той же точке А, а ось ОХ в точке В1(М/Рх¢;0), лежащей вправо от В. Новая бюджетная линия АВ1 имеет точку Е1 с кривой безразличия I1. Это новый оптимум потребителя.
Таким образом при цене Рх потребитель покупал ОХ0 единиц товара, по новой цене Рх¢ - ОХ1 единиц товара. Покажем разложение общего эффекта (отрезок Х0Х1) на эффект замещения и эффект дохода.
Проведем воображаемую бюджетную линию А¢В¢, параллельную АВ1 и касательную к кривой безразличия I0. Такая линия, очевидно, отражает новое соотношение цен товаров Х и Y (так как угол наклона А¢В¢ равен углу наклона АВ1), в то же время точка касания этой линии с кривой безразличия I0 – точка воображаемого потребительского оптимума Е¢ характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении потребителя от точки Е0 к Е¢ уровень реального дохода потребителя останется неизменным. Изменение объема спроса потребителя на товар Х при переходе от Е0 к Е¢ вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров Х и Y и, следовательно, отрезок Х0Х¢ представляет собой эффект замещения.
Рис. 4-14. Модель разложения общего эффекта |
Точки Е¢ и Е1 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров и, следовательно, изменение спроса на товар Х происходит исключительно вследствие увеличения реального дохода. Тогда очевидно, что отрезок Х¢Х1 представляет эффект дохода.
Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена блага растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Именно он вносит основной вклад в отрицательный наклон кривой спроса. Эффект дохода может иметь разные направления при изменении цены.
Эффект дохода и полноценность товара
Если направление эффекта дохода совпадает с направлением эффекта замещения, то такие товары называются нормальными.
Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения, противоположно ему, то такие товары называютсянизшими товарами:
(для низших товаров эффект дохода не увеличивает, а сокращает общий эффект).
Если направление эффекта дохода не совпадает с направлением эффекта замещения и перекрывает его, то такие товары называютсятоварами Гиффена:
(для товара Гиффена рост цены на товар сопровождается увеличением объема спроса)
МОДУЛЬ 3
Тема 5. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Изучив этот раздел курса, студент должен
знать:
· экономическую сущность фирмы как субъекта рынка, функции, которые она выполняет;
· экономический смысл трансакционных издержек;
· основные организационно-правовые формы фирм, их достоинства и недостатки, различия между ними;
· смысл категорий «технологическая эффективность» и «экономическая эффективность», различие между ними;
· экономическую сущность производства, его роль в экономике;
· табличный, аналитический и графический способы задания производственной функции;
· законы убывающей производительности и отдачи;
· динамику совокупных, средних и предельных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах;
· концепцию замещения факторов производства
уметь:
· объяснить основные черты фирмы и ее отличия от рынка как альтернативной формы координации производителей;
· пояснять, как фирма способствует минимизации трансакционных издержек;
· определять различие постоянных и переменных факторов, краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы;
· изображать графически динамику совокупного, среднего и предельного продуктов, соотношение между ними;
· отличать явные и неявные, бухгалтерские и экономические издержки, бухгалтерскую и экономическую прибыль;
· строить карты изоквант и изокост;
· объяснять смысл положительного, отрицательного, постоянного эффекта масштаба производства.
владеть:
· навыками расчета величин и построения графиков совокупного, среднего и предельного продуктов,совокупных, средних и предельных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах;
· методикой определения эффективного способа производства;
· методом «изокванта-изокоста» для минимизации издержек производства и максимизации прибыли.
Тема 5. ФИРМА И ПРОИЗВОДСТВО
План:
5.1 Экономическая природа фирмы
5.2 ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ ОБ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5.3. ПРОИЗВОДСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
5.4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ