Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция
Понятие «монополистическая конкуренция»(monopolistic competition) было введено американским экономистом Эдвардом Чемберлином (1899—1967) в работе «Теория монополистической конкуренции» (1933), оно соединяет две противоположности — монополию и конкуренцию. Монополистическая конкуренция представляет тип отраслевого рынка несовершенной конкуренции, который реально существует во многих отраслях, таких, как производство и продажа одежды, обуви, мебели, спортивных товаров, стиральных порошков, мыла, шампуней, лекарств, витаминов, розничная торговля, бытовые услуги, кафе и рестораны, издание книг и т.п.
Характерные черты монополистической конкуренции
Рассмотрим характерные черты монополистической конкуренции.
1. Продукт, производимый фирмой, является несовершенным заменителем продуктов, производимых другими фирмами.
2. Неоднородность или дифференциация(differentiation) — отличительная черта данного типа рынка. Она может принимать разные формы:
· различия в качестве продуктов, обусловленные материалами, конструктивным решением, внешним видом, удобством использования и т.п.;
· различия в условиях продажи, т.е. доступ к товарам, профессиональная подготовка продавцов, обслуживание до продажи (консультация, помощь в выборе), а также в процессе покупки и после продажи (установка, наладка, гарантийное обслуживание и т.п.);
· пространственная дифференциация, обусловленная тем, что одинаковые продукты различаются местом их продажи, т.е. расположением продавцов по отношению к потенциальным покупателям;
· различия, обусловленные субъективными представлениями потребителей о продукте на основе торговой марки (приверженность марке), рекламы, расфасовки, упаковки и т.п.
3. Относительно большое число продавцов продукта приводит к тому, что рыночная доля каждой фирмы сравнительно невелика, но больше, чем при совершенной конкуренции.
Фирмы практически не учитывают возможную реакцию своих конкурентов при выборе цены или объема производства. Между фирмами возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция затрагивает такие свойства продукта, как качество, надежность и удобство в использовании, новизну, внешнее оформление, соответствие стандартам и т.п. В этих условиях важное значение приобретают торговые марки и реклама.
4. Сравнительно свободный вход фирм на рынок и уход с него. Барьеры входа в отрасль существуют, они связаны с инвестициями в НИОКР, которые приведут к созданию нового продукта; затратами на рекламу; необходимостью покупки патента и др. В долгосрочном периоде возможно преодоление барьеров и вхождение в отрасль новых фирм, каждая из которых несет невозвратные издержки.
Невозвратные издержки SC (sunk cost) — издержки, которые фирма уже сделала и никогда не сможет возместить, принимая другое решение. Эти издержки не влияют на принятие решения рациональной фирмой. Чем выше невозвратные издержки входа, тем меньше производителей товара в долгосрочном периоде, при прочих равных условиях.
5. Распределение рыночной информации ассиметрично: каждая фирма имеет технологию, позволяющую производить продукт, отличающийся по своим параметрам от других.
В условиях монополистической конкуренции рынок любого товара представляет собой совокупность «мини-рынков», на которых продаются субституты. Для покупателей эти товары имеют достаточно большую величину перекрестной эластичности спроса по цене. Фирмы, производящие эти товары, конкурируют между собой в пределах одной отрасли.
Каждая фирма представляет собой «мини-монополиста». При повышении ею цены товара объем продаж снизится. Одна часть потребителей готова и будет платить более высокую цену за товар, другая, возможно, переключится на товары-заменители. Если фирма снизит цену товара, она привлечет дополнительных потребителей на свой рыночный сегмент и увеличит объем продаж. Таким образом, кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон. Она более эластична по сравнению с кривой спроса на продукцию монополии, поскольку у производимого фирмой продукта имеется много заменителей. Каждая фирма обладает в пределах своего сегмента рыночной властью.
В условиях монополистической конкуренции монопольная власть значительно слабее, чем у чистой монополии.
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции, максимизирует прибыль при условии MR = МС и получает положительную экономическую прибыль, что делает ее похожей на монополию.
На рис. 8-1 прибыль показана заштрихованным прямоугольником. Поскольку монопольная цена превышает краткосрочные предельные издержки, Р*т > SМС, то распределение ресурсов общества в условиях монополистической конкуренции неэффективно. Об этом свидетельствуют безвозвратные потери общества DWL.
DWL |
AC |
P*m |
Q |
SMC |
Q*m |
SAC |
MR |
P |
D |
Рис. 8-1. Максимизация прибыли фирмой на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде |
Безвозвратные потери общества – это часть излишка производителей и потребителей, которая не достается никому, они определяют социальную цену монопольной власти.
Несостоятельность рынка в условиях несовершенной конкуренции проявляется в том, что рыночный механизм не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, что ведет к их безвозвратным потерям.
Максимизация прибыли в долгосрочном периоде
Рис. 8-2. Максимизация прибыли фирмой на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде |
Qc |
Ec |
Em |
DWL |
P*m |
Q |
LMC |
Q*m |
LRAC |
MR |
P |
D |
В долгосрочном периоде, преодолев входные барьеры, в отрасль войдут новые фирмы. Часть потребителей переключится на продукты новых фирм, что уменьшит спрос на продукцию фирм-старожилов. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы сдвинется вниз и станет более пологой, поскольку количество товаров-заменителей увеличится. Вхождение в отрасль новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока в долгосрочном периоде прибыль не станет равной нулю. Это соответствует точке касания Ет кривой долгосрочных средних издержек LRAC и кривой спроса на продукцию фирмы (рис. 8-2).
В долгосрочном периоде фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции, получает нулевую экономическую прибыль, что делает ее похожей на совершенно конкурентную фирму.
Однако есть и отличия. Совершенно конкурентная фирма производила бы продукт с минимальными средними издержками и в объеме Qc. (точка Ес на рис. 8-2). Разность между конкурентным и монопольным выпуском (Qc - Qm*), представляет собой избыточную мощность, которой обладают фирмы на рынке монополистической конкуренции. Следовательно, в условиях совершенной конкуренции выпуск однородного продукта, удовлетворяющего рыночный спрос, мог быть осуществлен меньшим числом фирм и при использовании меньшего количества ресурсов.
От дифференциации продукта выигрывают потребители, которые полнее удовлетворяют свои разнообразные потребности. Для общества платой за дифференциацию продукта является избыточная мощность. В долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции существует неэффективное распределение ресурсов, что приводит к безвозвратным потерям общества DWL (рис. 8-2).