Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов
Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса.
Маркетинг - не просто изучение спроса и предложения, а охватывает всю деятельность фирмы, предприятия.
Маркетинг - служба. Изучение жизненного цикла товара, для устойчивости фирмы должны быть разными. Диверсификация.
Сущность маркетинга: “Найти потребность и удовлетворить ее”.
По Котлеру: “Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.
Отношение товарно-денежного обмена между продавцом и покупателем, тенденции и закономерности, определяющие устойчивость и повторяемость отношений рыночного обмена составляют предмет маркетинга.
Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений.
Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара.
Маркетинг включает в себя:
- изучение рынка и анализ потребностей покупателей;
- проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка;
- приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства;
- определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него;
- выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.
Определение М. Эванса-Бермана: М. Это ориентированная на потребителя целевая философия фирмы. Производить, то что продается, а не наоборот - основа маркетингового подхода. М. подход: маркетинговые исследования, создание продукта, процесс ценообразования, сбыт, продвижение товара. В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на широкий или несколько широких секторов ). В зависимости от состояния спроса различают виды маркетинга: конверсионный (способствует преодолению отрицательного спроса), стимулирующий (возбуждает отсутствующий или недостаточный спрос), развивающий (выявляет скрытый спрос и превращает его в реальный), ремаркетинг (оживляет падающий спрос), синхромаркетинг (стабилизирует колеблющийся спрос), поддерживающий (сохраняет уровень спроса, предотвращает его спад), демаркетинг (снижает чрезмерный спрос), противодействующий (уменьшает спрос на нерациональные потребности). В М. Есть стратегии роста фирм. Стратегия роста крупных фирм состоит в следующем: 1)стратегия массового стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности (диверсификация).
Диверсификация - расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями, фирмами. Связана с использованием предприятиями накоплений не только на увеличение производства основной продукции, но и обеспечение новых видов производства, проникновение в другие отрасли и сферы хозяйствования. Во внешнеэкономической практике диверсификация затрагивает экспорт, что означает увеличение количества товаров и услуг, предназначенных для экспортирования, что создает лучшие условия для преодоления неблагоприятных последствий изменения рыночной конъюнктуры, расширяет возможности хозяйственного маневрирования..
Каждый товар имеет жизненный цикл: исследования и разработки товара, внедрение, рост, зрелость, спада. Можно продлить жизненный цикл товара - производить новые его модификации. Но можно одновременно производить несколько товаров так, чтобы их жизненные циклы пересекались в наивысших точках, что позволит сохранять высокую и устойчивую прибыль. Для разработки новых товаров используются новейшие достижения науки и техники - нововведения или инновации. Внешние причины нововведений - НТП, изменение потребности людей, насыщение рынка товарами, угроза проигрыша в конкурентной борьбе. Внутренние причины нововведений - стремление производителя увеличить сбыт товара, расширить свой рынок, уменьшить зависимость от реализации только одного товара, создать предприятие-новатор. Нововведения должны быть непрерывными и последовательными: в то время, когда одна новинка находится в производстве и массово продается, ей на смену должны уже создаваться другие. Фирмы, занимающиеся инновационными разработками, часто размещают исследовательские центры вблизи университетов, научных центров. Лидеры в использовании инноваций - Япония и США.