О специализированных конкурсах

1. Цель:

- проверить знания специальных дисциплин, специальной терминологии, умения строить логичные четкие умозаключения по поставленному вопросу, кратко формулировать ответ.

2. Условия:

- в индивидуальных специализированных конкурсах участвуют: «Ботаника» - 1чел., «Дендрология» - 1 чел., «Зоология» - 1 чел., «Энтомология» - 1 чел., «Лесоведение» - 1 чел., «Таксация» - 1 чел., «Экология» - 3 чел.;

- бланк заверяется личной подписью участника (полные фамилия и имя, название команды, населенный пункт);

- задачи конкурсов доводятся до участников перед началом состязаний;

- ответы на задания отмечаются в специальных бланках;

- на выполнение задания в каждом конкурсе отводится 40 минут (время может быть скорректировано по решению Судейской бригады).

3. Описание конкурсов:

3.1. Конкурс «Ботаника»:определение 20 видов местных дикорастущих растений в природе, по гербариям, цветным таблицам, проведение геоботанического описания травяного сообщества на предложенной площадке размером 1м х 5м, составление списка растений на данной площадке. Необходимо дать правильное полное биологическое название каждого вида растения.

За неполный ответ начисляется «+0,5 балла». За неверный ответ или отсутствие ответа начисляется «-1 балл».

За знание латыни – дополнительные поощрительные баллы («+1 балл» за 4 названия).

3.2. Конкурс «Дендрология»: определение 20 видов по гербариям, дендроколлекциям, цветным таблицам, в природе, по семенам, шишкам, плодам и т.д. Необходимо дать правильное полное биологическое название вида растения.

За неполный ответ начисляется «+0,5 балла». За неверный ответ или отсутствие ответа начисляется «-1 балл».

За знание латыни – дополнительные поощрительные баллы («+1 балл» за 4 названия).

3.3. Конкурс «Зоология»: определение 10 видов животного мира по цветным таблицам, чучелам, следам, силуэтам, следам жизнедеятельности и т.д.

Дополнительно конкурсанты должны письменно ответить на вопросы по биологии и экологии различных видов животных, обитающих на территории Уральского федерального округа.

Необходимо дать правильное полное биологическое название вида животного и описать систематическое положение вида.

За неполный ответ начисляется «+0,5 балла». За неверный ответ или отсутствие ответа начисляется «-1 балл».

За знание латыни – дополнительные поощрительные баллы («+1 балл» за 4 названия).

3.4. Конкурс «Энтомология»: определение 20 видов насекомых Уральского федерального округа по коллекциям /цветным таблицам (полное биологическое название вида), различие повреждений на растительных образцах, возможно тестирование.

За неполный ответ начисляется «+0,5 балла». За неверный ответ или отсутствие ответа начисляется «-1 балл».

За знание латыни – дополнительные поощрительные баллы («+1 балл» за 4 названия).

3.5. Конкурсы «Таксация» и «Лесоведение»:

«Таксация»определение на пробной площади размером 10 х 10 м состава древостоя, возраста, определение средней высоты древостоя путем построения графика высот, абсолютной полноты (среднего кол-ва деревьев на одном гектаре// попородно) и т.д.;

«Лесоведение»проведение простейшего геоботанического описания на предложенной пробной площади размером 10 х 10 м:

-определение у подроста (преобладающего лесообразующего молодого поколения древостоя) состава, возраста, диаметра, высоты;

-определение состава живого напочвенного покрова, состава подлеска;

-проведение измерений у подроста среднего прироста по высоте за последние 5 лет;

-проведение измерений среднего прироста у подроста по боковым побегам/ ветвям за последние 2 года; измерение длины хвои в нижней, средней и верхней частях кроны подроста).

3.6. Конкурс «Экология»: тестирование на знание основных понятий и законов общей экологии, экологии леса, биоиндикации (определение экологического состояния природной среды с использованием стандартных методик, по наличию растений – индикаторов + определение признаков антропогенного воздействия на предложенном участке). Умение составлять пищевые цепи в природных сообществах (хвойный лес, лиственный лес, река, болото, поле), решение практических экологических задач.

Определение особо охраняемых природных территорий по основным признакам, знание названий не менее 10 разных особо охраняемых природных территорий Уральского федерального округа и видов растений и животных, для сохранения которых созданы эти особо охраняемые природные территории.

4. Критерии оценки:

- количество правильных ответов за отведённое время;

- полнота ответов.

За неполный ответ начисляется «+0,5 балла». За неверный ответ или отсутствие ответа начисляется «-1 балл».

За знание латыни – дополнительные поощрительные баллы («+1 балл» за 4 названия, т.е. «+0,25» балла» за 1 название).

Дополнительная информация:

Участники Слета:

1) должны знать:

- основные виды древесных и травянистых растений, произрастающих в Западной Сибири;

- съедобные и несъедобные растения, ягоды, грибы;

- название и применение основных таксационных и геодезических инструментов;

- основные лесоводственные термины;

- основные экологические термины, понятия и правила;

- особенности типичных экосистем своей местности;

- не менее 20 видов растений и не менее 20 видов животных типичных экосистем своей местности;

- общие принципы организации мониторинговых исследований;

- охраняемые и редкие виды растений и животных Западной Сибири, меры по их охране;

- основные типы почв, их состояние, меры охраны;

- названия и виды особо охраняемых природных территорий Западной Сибири.

2) должны владеть:

- стандартными методиками исследований (по ботанике, лесоведению, экологии, зоологии);

- навыками использования таксационных и геодезических инструментов (компас, буссоль, мерная вилка, мерная лента/рулетка, высотомер, линейка);

- проводить геоботанические описания.

Оценка за данный конкурс (место и баллы) идет в общий зачет команды по итогам Слета.

Приложение 6

к Положению о Слете

Положение о командном конкурсе «Агитбригада» на тему

«85 лет Авиационной охране лесов России и Югры»

1. Цель:

- выявить новые интересные решения агитационной деятельности и определить лучшую агитационную бригаду для развития и применения творческих навыков учащихся в проведении агитационной работы.

2. Задачи:

- четко, лаконично рассказать о сложности и деятельности лесных пожарных, помощи детей школьных лесничеств в профилактике пожаров в лесах;

- в яркой, зрелищной форме пригласить каждого к делам по сохранению лесов от пожаров;

- за ограниченный промежуток времени раскрыть таланты и личное участие каждого члена команды в рекламируемой деятельности.

3. Условия конкурса:

- выступление Команды - не более 7 минут;

- форма выступления свободная (песня-стих - танцевальная или театральная постановка);

- желательно, чтобы фоном выступления была на экране собственная кино-зарисовка или видео-ролик или фото-ролик (возможно трансляции фото-колажа) на тематику «Авиалесоохрана»;

- во время выступления команды должны пользоваться только своим музыкальным оборудованием (переносной магнитофон, гитара, шумовые или иные инструменты).

4. Критерии оценки:

- глубина и содержание выступления;

- значимость / результативность предлагаемого дела/проекта для своего региона;

- создание собственного ролика или мультфильма или кинозарисовки на тему;

- соответствие теме конкурса;

- соблюдение регламента;

- умение зажечь аудиторию;

- оригинальность подачи информации;

(сценарии агитбригад, взятые из интернета и использованные без доработок оцениваются по наименьшему баллу);

- артистичность каждого участника и команды в целом.

Оценка за данный конкурс (место и баллы) идет в общий зачет команды по итогам Слета.

Приложение 7

к Положению о Слете

Положение

о конкурсе кино-плакатов «Делай как я! – Мы с лесом друзья!»

(стиль оформления – кино-лента)

1. Цель - выявить лучших художников и режиссеров, умеющих наглядно, образно представлять свою лесохозяйственную и природоохранную социально значимую деятельность в развитии (от того как все начиналось, до результатов дела и приглашение других присоединиться).

2. Условия проведения конкурса:

- плакат должен быть изготовлен до начала или в первый день слета, и самостоятельно (аккуратно и прочно) закреплен в специально отведенном для конкурса месте до конца первого дня слета;

- в плакате должна быть запечатлена социально значимая деятельность школьного лесничества (преимущественно в этом же календарном году – Год кино, Год детства);

- формат плаката стандартная А-1 (лист ватмана) в горизонтальном (альбомном) расположении.

3. Требования к оформлению:

Способ изображения объектов – яркими насыщенными цветами, при необходимости четко выделить края объектов; написание лозунгов крупным, четко читаемым шрифтом, контрастным по цвету с иллюстрируемыми объектами.

Основные значимые элементы и лозунг плаката должны четко проглядываться на расстоянии.

Чтобы кино-лента выглядела зрелищно и общедоступно, необходимо заполнить не более 8-10 «кадров».

Мелкие изображаемые детали и образы должны дополнять и поддерживать основной смысл плаката, а не отвлекать от него.

В правом нижнем углу плаката печатными буквами указывается: название школьного лесничества, населенный пункт, название и год выпуска (во избежание предъявления данной идеи в рамках последующих конкурсных мероприятий);

Плакат должен иметь поле шириной = 2 см по всему периметру, четко ограничивающее края самого плаката.

4. Критерии оценки:

- соответствие теме конкурса;

- наличие интересных, не использовавшихся ранее (или обновленных по смыслу и форме) в плакатах образов;

- наличие интересного, не использовавшегося ранее в плакатах слогана – текста призыва;

- активное воздействие на зрителя и недвусмысленность образов;

- яркость и четкость восприятия;

- соблюдение требований к оформлению.

Работы, представленные на данный конкурс, командам-участникам не возвращаются, передаются в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для создания архива Слета и использования в «Лесной публицистике».

Оценка за данный конкурс (место и баллы) идет в общий зачет команды по итогам Слета.

Приложение 8

к Положению о Слете

Положение

о конкурсе «Лесные эрудиты» для руководителей команд

1. Цель: проверить знания, логику, интуицию, умение ориентироваться в истории, географии, естественно-научных сведениях о регионах Уральского федерального округа.

2. Условия проведения конкурса:

В конкурсе принимает участие только 1 руководитель (из числа педагогов или лесничих);

Форма проведения конкурса – тестирование;

Варианты тестовых заданий: дать ответ на вопрос, выбрать правильный ответ из предложенных, составить цепь правильных ответов;

Время на ответы 40 минут.

Призовой фонд данного конкурса передается в школьное лесничество /экологическое объединение для использования в дальнейшей работе школьников по изучению, сохранению и приумножению лесов.

При обнаружении использования сотовых телефонов, компьютеров, подсказок коллег результаты конкурса аннулируются.

3. Критерии оценки:

- количество наиболее полных правильных ответов.

Оценка за данный конкурс идет в общий зачет команды школьного лесничества, которую представляет руководитель.

Приложение 9

к Положению о Слете

Положение

о командном конкурсе «Лесной кулинар»

1. Цель: выявить умение готовить вкусные и полезные блюда в походных условиях, красочно оформлять стол и торжественно представлять меню.

2. Задачи:

- приготовление вкусного полноценного завтрака (на каждого члена команды);

- представление 1 порции данного завтрака для возможности оценки и дегустации членами судейской бригады.

3. Условия проведения:

Из представленного набора продуктов (хлеб серый – 1 булка; крупа рисовая – не менее 1 кг; тушенка мясная – 1 банка по 0,4-0,5 кг, лук репчатый – не менее 0,5 кг, морковь – не менее 0,5 кг, маринованные огурцы не менее 1 банки по 1 л, 1 пачка чая черного/ россыпью - не менее 0,25 кг; сгущенное молоко – не менее 1 банки по 0,25 кг) приготовить завтрак для всей команды.

При приготовлении необходимо дополнительно использовать дары леса, найденные в лесу в период слета или привезенные с собой.

В конкурсном меню оцениваются:

-1.основное блюдо, 2.десерт, 3.напиток;

-в приготовлении блюд должны быть использованы и описаны в меню все виды предложенных продуктов.

Для приготовления пищи и сервировки стола команда использует собственный инвентарь и посуду. Сервировка – кино-постановочная.

4. Критерии оценки:

- соблюдение санитарно-гигиенических требований приготовления и подачи продуктов;

- вкусовые качества получившихся блюд;

- походно-туристическая форма приготовления и подачи блюда;

- использование не менее 2-х даров леса;

- творческое представление блюда актерами-поварятами (от каждой команды).

5. Меню с рецептами блюд, красочно оформленное на отдельном листе бумаги, сдается судейской бригаде.

Оценка за данный конкурс идет в общий зачет команды по итогам Слета.

Приложение 10

к Положению о Слете

Положение

о конкурсе «Обустройство палаточного бивака»

1. Цель: выявить умения создавать комфортные и безопасные условия для проживания в палатке в естественной природной среде.

2. Условия проведения конкурса:

- все биваки оборудуются и оформляются до 16-00 в первый день Слёта;

- размещение, порядок, безопасность и удобство бивака оценивается в течение всех дней Слета;

- территория бивака оформляется согласно санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам.

3. Критерии оценки:

- экологичность (в том числе соблюдение правил техники безопасности);

- удобство и комфорт распределения зон бивака (для жизни и трудовой деятельности), приспособленность к разным погодным условиям;

- оригинальность и эстетичность оформления.

Оценка состояния палаточного бивака команды проходит ежедневно (утром до 9-30 и вечером до 21-30). Итоговая оценка выставляется членами судейской бригады конкурса в последний день Слета по результатам наблюдений за соблюдением чистоты, порядка, уюта, техники безопасности на территории бивака в течение всего Слета.

Наличие мусора на территории бивака и/или вокруг бивака, а также не соблюдение требований безопасности = «-2 штрафных балла» от общего зачета соревнований.

Оценка за данный конкурс идет в общий зачет команды по итогам Слета.

Приложение 11

к Положению о Слете

Наши рекомендации