Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется.

Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка

Ср = К+ ПР + ЦК ± МБК- ОЦР-А0 ,

где:

К - капитал коммерческого банка;

ПР - привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах);

ЦК - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку центральным банком;

МБК - межбанковский кредит;

ОЦР - отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центрального банка;

А0 - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.

Рассмотрим механизм банковского мультипликатора на условном примере (рис. 4.1, размеры кредита и отчислений даны в млн руб.), причем для упрощения сделаем три допущения:

• коммерческие банки на данный момент не располагают свободными резервами;

• каждый банк имеет только двух клиентов;

• банки используют свои ресурсы только для кредитных операций.

Клиент 1 нуждается в кредите для оплаты поставок от клиента 2, но банк 1 не может предоставить ему кредит, поскольку не имеет свободного резерва. Банк 1 обращается к центральному банку и получает от него централизованный кредит в сумме 10 млн руб. У него образуется свободный резерв, за счет которого выдается ссуда клиенту 1 – 10 млн.

Клиент 1 со своего расчетного счета оплачивает поставку клиенту 2 -10 млн. руб. В результате свободный резерв в банке 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2-10 млн, поскольку клиент 2 держит свой расчетный счет именно в этом банке, и привлеченные ресурсы (ПР) этого банка возрастают -10 млн.

Часть свободного резерва банк 2 должен отдать в распоряжение центрального банка в виде отчислений в централизованный резерв (ОЦР -20%-2 млн)). Условно принимаем норму таких отчислений в размере 20% привлеченных ресурсов. Оставшаяся часть ( 10-2 = 8 млн руб.) свободного резерва банк2 используется для предоставления кредита в размере 8 млн руб. клиенту 3.

Клиент 3 расплачивается за счет этого кредита с клиентом 4 (8 млн. руб),обслуживаемым коммерческим банком 3. Таким образом уже у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 часть свободного резерва 1,6 млн руб. (20% ПР - 8 млн. руб} отчисляет в централизованный резерв, а оставшаяся часть – ( 8-1,6 =6,4 млн руб.) используется для выдачи ссуды клиенту 5. При этом деньги на расчетном счете клиента 4 остаютсянетронутыми.

Клиент 5 за счет ссуды, полученной от банка 3, расплачивается с клиентом 6 ( 6,4млн. руб), переводя их на его расчетный счет, открытый в банке 4(6,4 млн. руб). Отсюда в банке 3свободный резерв исчезает: в банке 4 – возникает(6,4 млн. руб.). Опять же 20% от 6,4 млн. руб. этого резерва (1,3 млн руб.) отчисляется в централизованный резерв, оставшаяся часть используется для выдачи ссуды в размере (6,4 -1,3=5,1 млн руб.) клиенту 7, который за счет этой ссуды расплачивается с клиентом 8 (5,1млн. руб.) , расчетный счет которого находится в коммерческом банке 5, куда и перечисляется 5,1 млн. руб..

Свободный резерв коммерческого банка 4 исчезает (хотя средства на расчетном счете клиента 6 остаются неизрасходованными), у коммерческого банка 5 он появляется (5,1 млн. руб.) . В свою очередь, банк 5 часть своего свободного резерва (20% от 5,1 = 1 млн руб.)оставляет в центральном банке в виде отчислений в централизованный резерв, а остальную часть ( 5,1-1 =4,1 млн руб.) использует для выдачи ссуды клиенту 9. Далее процесс продолжается до полного исчерпания свободного резерва, который в итоге за счет отчислений в централизованный резерв аккумулируется в центральном банке и достигает размера первоначального свободного резерва (10 млн руб. в банке 1).

В соответствии со схемой деньги на расчетных счетах клиентов 2, 4, 6, 8 и т.д. (всех четных клиентов) остаются нетронутыми и поэтому общая сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит в конечном счете величину, многократно большую, чем первоначальный депозит - 10 млн руб., образовавшийся при выдаче ссуды клиенту 1.( 10 + 8 + 6,4 + 5,1 …)

Однако деньги на депозитных счетах могут увеличиться не более чем в 5 раз, поскольку величина коэффициента мультипликации, представляющая собой отношение образовавшейся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита, обратно пропорциональна норме отчислений в централизованный резерв.

Таким образом, если норма отчислений в централизованный резерв равна 20%, то коэффициент мультипликации будет составлять 5 (1/20 х 100), но он никогда не будет достигать 5, потому что всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в кассе любого банка должны быть наличные деньги для кассовых операций).

Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте.

Управление механизмом банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - функцию денежно-кредитного регулирования.

Налично-денежная эмиссия

Эмиссия наличных денег - выпуск их в оборот, при котором возрастает масса наличных денег в обращении. Размеры эмиссии в распределительной экономике жестко регламентировались государством, при рыночной экономике существует метод прогнозирования эмиссии.

Эмиссионные операций (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют:

-ЦБ (эмиссионный банк) - который пользуется монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

-казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% в отдельных странах от общего выпуска наличных денег)

Эмиссия банкнот осуществляется ЦБ 3 путями:

-кредитование банков в форме переучета коммерческих векселей

-кредитование потребностей бюджета под обеспечение государственных ценных бумаг

-выпуск банкнот путем их обмена на иностранную валюту

Для осуществления кассового обслуживания банков и других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды банковских билетов и монет. ЦБ собирает у себя кассовые планы коммерческих банков и собственные аналитические оценки. При этом важнейшую роль играет определение масштабов эмиссии по регионам страны. Эмиссия всегда осуществляется централизованно. Это связано с тем, что потребность банков в наличных деньгах не является постоянной, она все время меняется в зависимости от потребностей клиентов.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению ЦБ, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

-необходимостью удовлетворения экономики в наличных деньгах

-обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами

-поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам

-сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков

В целях организации наличного денежного обращения на ЦБ возложены следующие обязанности:

-прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

-установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;

-определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот, а также их уничтожения;

-разработка порядка ведения кассовых операций для банков;

Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Этиденежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньгив оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России.

Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате:

а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах;

б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка.

Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение.

Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

Факт эмиссии в рамках РКЦ – перевод денег из резервного фонда в оборотную кассу (на основе эмиссионного разрешения)

При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться.

Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

Общая схема эмиссии наличных денег

Резервный фонд расчетно-кассового центра (РКЦ)

оборотная касса РКЦ

операционная касса банка

касса предприятия

Центральный банк любого государства является монопольным эмитентом наличных денег в обращение. При этом он следит за стабильностью нацио­нальной валюты, так как банкноты сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество будет ограничено. Центральный банк факти­чески платит банкнотами, которые сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя.

Центральный банк в конечном счете берет на себя обязательство увязы­вать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или не выпускать такого количества банкнот, на которое владельцы товаров, исполни­тели работ и услуг не согласны обменивать собственные активы.

Для получения наличности коммерческие банки используют свои резервы в центральном банке для ее покупки. Это приводит к сокращению резервов на кор­респондентских счетах коммерческих банков в центральном банке. Таким образом, чем предпочтительнее наличность или ниже доверие населения к банкам, тем мень­ше способность банков предоставлять кредит. Если наличность станет единствен­ной формой существования денег, то не будет ни банков, ни банковской системы.

Наши рекомендации