Анализ внутренней и внешней деловой среды компании.
Состояние бизнес-планирования в России.
Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес планы появляются в России лишь в начале 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования. Что касается специфики российской экономики, то разработка бизнес-планов представляется необходимой в условиях переходной экономики.
Российская специфика бизнес-планирования заключается в следующем.
- многие стороны предпринимательской деятельности в России еще не урегулированы законодательно;
- в России на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов;
- необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками;
- требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
- не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.
Проблемы на предприятиях России в области планирования обычно объясняют сложностью перехода от директивного планирования к рыночному бизнес-планированию. Между тем есть и другие веские причины:
• в условиях ценовой конкурентоспособности не было необходимости в сколько-нибудь серьезной аналитической работе. Ее недостаток стал ощущаться лишь в 1996—1997 годах, когда с вводом «валютного коридора» эффективность экспортных поставок упала до критически низкого уровня;
• с начала реформ экономика страны еще ни разу не оказалась в стабильном состоянии, позволяющем делать надёжные прогнозы. Сегодня нельзя точно сказать, сколько еще лет потребуется, чтобы восстановить утраченные позиции, хотя в последнее время положительные тенденции в экономики очевидны.
• отсутствует достаточно действенная мотивация со стороны внешней среды на проведение регулярного планирования, особенно долговременного. Пока благоприятная обстановка на внешних рынках, выгодный обменный курс, имеющийся запас по издержкам производства в сравнении с западными конкурентами обусловлены благоприятной структурой цен на ресурсы, особенно энергетические и трудовые. Все это отвлекает внимание многих руководителей предприятий от проблем низкой эффективности производства.
• не существует конкретного государственного стандарта на форму и содержание бизнес-плана. Поэтому каждый потенциальный инвестор предъявляет к разработчикам свои требования. Как правило, российский специалист стремится использовать западную методологию разработки подобных документов (будь то методика UNIDO, ЕБРР и т.п.) без учета особенностей российской деловой среды и менеджмента.
Необходимость развития бизнес-планирования в современных российских условиях, как повышающего эффективность предпринимательской деятельности и оказывающего на нее стабилизирующее влияние, очевидна. Предлагается не копировать зарубежный опыт построения бизнес-плана, а строить его в соответствии с собственными потребностями, и в последствии выполнять запланированное.
Учитывая вышесказанное в российских условиях необходимо уделять более пристальное внимание организационно-структурному разделу и маркетинговому разделу. При этом финансовый план можно даже вынести в качестве отдельного документа.
Таким образом, выводы напрашиваются сами собой. Не смотря на эффективность такого управленческого инструмента как бизнес-план возможности его в отечественном менеджменте, в большинстве случаев, не реализуются.
Тем не менее, медленно, но верно бизнес начинает осознавать те преимущества, которые может предоставить планирование и, в частности, бизнес-планирование. Остается надеяться, что вместе со стабилизацией экономики в России бизнес-планирование займет свое достойное место в управлении финансами и предприятием в целом.
Система и разновидности планов компании.
Итогом процесса планирования считается система планов. План содержит в себе ключевые показатели деятельности организации, которые необходимо достичь к завершению планового периода. Бизнес-план – это комплекс инструкций для менеджеров, обрисовывающих значение, которое любая часть организации должна использовать в процессе достижения целей организации.
Комплексный характер системы планов состоит из нескольких компонентов:
1) стратегического плана (генерального плана);
2) общефирменных планов. Базой для формирования данных планов можно считать план развития организации;
3) краткосрочных планов организации и текущих планов подразделений;
4) программы (или плана-программы) и бизнес-проектов.
Стратегический план состоит из видения и миссии, общих целей, места организации в будущем, выбранных стратегий. Основной частью плана является политика организации. Она содержит глобальные проекты организации.
Данный план считается лимитирующим для планов более низких уровней, поскольку ограничивает количество ресурсов, требуемых для решения оперативного планирования.
Планы действий каждой организации можно назвать наступательными или оборонительными, которые предполагают развитие организации: производство новых товаров, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства.
План развития организации оформляется в виде бизнес-плана организации. Это наступательный план, содержащий комплекс взаимосвязанных действий, требуемых для формирования новых сфер деятельности организации. План развития должен устанавливать пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на ключевые вопросы.
1. Какие условия спроса могут возникнуть в будущем?
2. Какой характер должны иметь внутренние компоненты организации?
3. Какими новыми видами продукции необходимо пополнить номенклатуру организации?
4. Какие методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новых товаров и услуг необходимо использовать?
5. Какими могут быть организационные методы создания новых производств?
Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план, содержащий рекомендации по освобождению от не нужных организации компонентов. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно функционирующая собственность, некоторые структурные единицы.
Программы устанавливают формирование одного из значимых аспектов жизни организации (программы учета движения резервов, программы проведения контроля качества и т. д.).
Бизнес-проекты ориентируются на установленный аспект жизнедеятельности и формирования организации (процессы сотворения).
Анализ внутренней и внешней деловой среды компании.
Существует приблизительный список признаков для характеристики внутренней среды организации.
1. Производство:
1) масштабы и мощности;
2) разновидность и возраст оснащения и оборудования;
3) источники поставок;
4) направления производительности;
5) инновационный потенциал;
6) нормирование деятельности.
2. Маркетинг:
1) номенклатура товара;
2) качество продукции;
3) величины и часть рынка;
4) особенность маркетинговых исследований;
5) эффективность использования рекламы.
3. Финансы:
1) активы;
2) валовые накопления;
3) уровень доходности;
4) источники денежных поступлений;
5) показатели баланса.
4. Управлениеперсоналом:
1) операции по привлечению и отбору персонала;
2) рассмотрение трудовых мероприятий;
3) содержательность деятельности;
4) порядок выплаты вознаграждений.
5. Организационнаяструктура:
1) характер разделения полномочий;
2) вид организационной структуры.
6. Власть и лидерство:
1) взаимоотношения между менеджерами и трудящимися;
2) результативность менеджмента.
Если установлены самые значительные показатели среды бизнеса, то необходимо узнать о них всю вероятную информацию несколькими методами:
1) сканированием среды, т. е. следует произвести поиск всевозможных сведений, которые появятся в самом ближайшем будущем;
2) мониторингом среды, т. е. просмотром текущих и вновь полученных сведений.
Отслеживание сведений реализуется в рамках 3 основных видов систем приобретения сведений.
1. Иррегулярные системы широко применяются в исследованиях своеобразных ситуаций, хорошо функционируют в ситуациях тянущегося кризиса (например, при дефиците энергии или политическом потрясении из-за отставки правительства). Они возвращаются в прошлое для того, чтобы отыскать ситуации, аналогичные данным.
2. Регулярные (периодические) системы, для которых свойствен периодический, чаще всего ежегодный просмотр событий. Последствия периодических изучений используются менеджментом при принятии рабочих решений.
3. Системы сплошного обзора информации постоянно изучают существенные компоненты среды предприятия. Применяются методики прогнозирования. Их использование ограничено недостатком средств у предприятия.
Внешняя среда – это среда, состоящая из большого числа различных факторов, которые влияют на деятельность организации.
Характеристика внешней среды – это
взаимосвязь и многообразие факторов, их высокая частота изменения и неясность как во времени, так и по силе их влияния.
Среда прямого воздействия – это естественное деловое окружение организации, которое образует субъекты среды, непосредственно воздействующие на деятельность организации.
Основные компоненты внешней среды:
1) поставщики, реализующие поставки сырья, материалов, оборудования, электроэнергии, финансов и кадров;
2) конкуренты. Необходимо помнить о том, что удовлетворять потребности покупателей нужно лучше конкурентов, иначе эти покупатели начнут приобретать их продукцию;
3) потребители. Эффективная работа организации зависит от ее способностей находить потребителей своей продукции;
4) законодательные акты и государственные органы. У любой организации есть правовой статус, позволяющий быть ей либо индивидуальным предпринимателем, либо организацией, корпорацией или некоммерческим объединением.
Среда косвенного воздействия:
1) технология. Показывает степень научно-технического развития, влияющую на организацию;
2) состояние экономики. Руководитель должен оценивать воздействие общих изменений состояния экономики на организацию;
3) социокультурные факторы. Необходимо помнить о влиянии, которое могут оказать такие факторы, как жизненные ценности, традиции, СМИ;
4) политические факторы. Необходимо помнить об отношении органов администрации, законодательства и судов к организации (изменение налогообложения, утверждение налоговых льгот);
5) отношения с местным населением. Важно иметь представление об отношении населения к вашей организации и продукции.
Процессом сбора нужных сведений занимается служба планирования и главный менеджер.
Оценка сведений – это важный этап анализа организационной среды.
Главной целью оценки информации яв-ля-ется определение отрицательного и положительного влияния внешней среды на будущее организации.
Итоги данной оценки применяются для основы стратегического анализа и выбора нужной стратегии.
Существует несколько распространенных методов оценки. Среди них – метод «5Ч5», используемый для определения наиболее значимых элементов внешней среды.
Самым популярным методом оценки является SWOT-анализ. С помощью него организация, с одной стороны, определяет и оценивает свои сильные и слабые стороны, а с другой – узнает благоприятные возможности и угрозы.