Анализ динамики ввп рф с 2007 г. по 2010 г.
Проанализируем динамику ВВП РФ с 2007 г. по 2010 г.
Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей РФ (к предыдущему году)
2007 2008 2009 2010
ВВП млрд. руб. 33248 41265 38797 44491
% к пред. пер. 8,5 5,2 -7,8 4,0
Промышленное производство % к соотв. пер. пред. года 6,8 0,6 -9,3 8,2
Инвестиции в основной капитал % к соотв. пер. пред. года 22,7 9,9 -16,2 6,0
Реальные доходы населения % к соотв. пер. пред. года 12,1 2,3 2,1 4,1
Инфляция % к пред. пер. 11,9 13,3 8,8 8,8
Безработица % экон. актив. нас. 6,1 6,4 8,4 7,5
Федеральный бюджет
доходы млрд. руб. 7779 9274 7337 8304
% ВВП 23,4 22,5 18,9 18,7
профицит млрд. руб. 1796 1708 -2300 -1812
% ВВП 5,4 4,1 -5,9 -4,1
Консолидированный бюджет
доходы млрд. руб. 13368 16004 13421
% ВВП 40,2 38,8 34,6
профицит млрд. руб. 1990 2012 -2427
% ВВП 6,0 4,9 -6,3
Стабилизационный фонд млрд. руб. 3849
Резервный фонд млрд. руб. 4028 1831 775
Фонд национального благосостояния млрд. руб. 2584 2769 2696
Цена нефти Urals долл./барр. 68,9 94,8 60,4 77,9
Экспорт млрд. долл. 354,4 471,6 303,4 398,0
% ВВП 27,3 28,4 24,8 27,2
Импорт млрд. долл. 223,5 291,9 191,8 248,8
% ВВП 17,2 17,5 15,7 17,0
Золотовалютные резервы млрд. долл. 478,8 427,1 439,0 479,4
мес. импорта 20,4 14,0 20,8 22,7
Денежная масса M2 % к соотв. пер. пред. года 47,5 1,7 16,3 28,5
Обменный курс (средний за период) руб./долл. 25,6 24,8 31,7 30,4
Индекс реального курса рубля к $ % к пред. пер. 15,0 -0,2 -0,4 4,0
дек 1997 г. = 100% 130,6 129,1 128,7 133,5
Внешний долг РФ млрд. долл. 463,9 480,5 467,2 483,0
% ВВП 35,8 28,9 37,9 33,0
Как видно из приведенных выше стат. данных макроэкономических показателей РФ с 2008 года наблюдается снижение темпов роста ВВП (с 8,5% до 5,2%), особенно резкое его снижение произошло в 2009 г. (с 5,2% до -7,8%). Такое низкое значение данного показателя вызвано в первую очередь пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 года. Но не смотря на это российская экономика уже в 2010 году дала положительный прирост в размере 11,8%. Мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы. Российская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 году. В этом году экспортные операции большинства российских предприятий резко сократились (с 471,6 млрд. долл. до 303,4 млрд. долл.) и по сути производство стало работать на склад.
Плюс ко всему кризис имеет определенный временной лаг воздействия на экономику, поэтому он и отразился с небольшим запозданием (предпосылки зарождающегося кризиса наблюдались уже с конца 2007 г.).
По итогам 2009 года не выполнено большинство прогнозных показателей социально-экономического развития России.
Главным образом, темп роста ВВП в 2009 году прогнозировалось обеспечить за счет увеличения объема производства в ведущих отраслях экономики: промышленности, строительстве, торговле.
ВВП начал снижаться в 2008 г. и на 2009 г. пришелся пик снижения ВВП РФ. В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился в 2008 г. на 6,2%, а уже в 2009 г. на 9,9%. Инвестиции в основной капитал за этот же период также резко снизились на 12,8% и 26,1% соответственно. Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. Реальные доходы населения в 2008 г. составили лишь 2,3% по сравнению с 12,1% в 2007 г., а в 2009 г. произошло дальнейшее снижение РДН до 2,1%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Безработица в период с 2008 г. по 2009 г. составляла 6,4% и 8,4% соответственно. В связи с увеличившейся безработицей снизились доходы федерального и консолидированного бюджетов. Как видно из таблицы 1 доходы федерального бюджета в 2008 г. составляли 22,5% ВВП, а в 2009 г. 18,9% ВВП.
Не удивительно, что и инфляция в 2008 году увеличилась и составляла 13,3%.
Бюджетная система страны весь разгул кризиса почувствовала на себе с еще большим опозданием – в 2009 г., поскольку запас прочности в виде «экономической подушки», накопленный в период экономического роста РФ благополучно смягчил его падение. Профицит федерального бюджета с 2007 г. неизменно снижался вплоть до 2009 г. (5,4% ВВП, 4,1% ВВП и -5,9% ВВП соответственно по годам).
В 2010 году российская экономика начала выравниваться. Виден рост практически по всем макроэкономическим показателям. ВВП увеличился с -7,8% в 2009 г. до 4,0% в 2010 г. Наметилась некоторая стабильность в промышленном производстве и как результат рост с -9,3% в 2009 г. до 8,2% в 2010 г. Сократилась безработица до 7,5%, а доходы населения выросли до 4,1%. Инвестиции в основной капитал также увеличились с -16,2% в 2009 г. до 6,0% до 2010 г.
13. Основные социально-экономические проблемы России на современном этапе: общая характеристика.
На фоне глубокого экономического кризиса 1991 - 1998 годов можно выделить различные стадии: спад 1996-1998гг при небольшом росте в 1997 году, начало оживления в конце 1999 года и рост до 2005 года при небольшом спаде в 2002-2003 годах. Спады и подъемы отражаются изменениями показателей темпов роста ВВП, инфляции, безработицы и дефицита государственного бюджета. Причинами спада являются свертывание валовых внутренних инвестиций и неблагоприятная мировая конъюнктура. По мере восстановления внутренних инвестиций в основной капитал и роста экспорта наблюдается восстановление экономического роста, рост реальных доходов, исчезает дефицит государственного бюджета, восстанавливаются золотовалютные резервы страны и снижается государственный долг.
Экономика России в целом представляет собой открытую экономику рыночного типа с характерными циклическими колебаниями, обусловленными как внутренними, так и внешними причинами. Россия является экспортером товаров и капитала и заемщиком на мировом финансовом рынке.
Проблема роста реальных доходов и повышения уровня жизни населения на основе долгосрочного устойчивого экономического роста. Решение данной проблемы в долгосрочной перспективе предполагает поиск внутренних источников экономического роста, таких, как рост инвестиций, особенно в наукоемкие отрасли, рост занятости и повышение квалификации рабочей силы, рациональное использование природных ресурсов.
Проблема краткосрочных циклических колебаний. Уменьшение циклических колебаний занятости и выпуска требует дальнейшей проработки краткосрочной макроэкономической политики государственного регулирования экономики. Отдавая должное успехам монетарной политики Центрального банка, необходимо усилить фискальную политику государства в целях разработки сбалансированной и скоординированной макроэкономической политики стимулирования роста экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Проблемы снижения инфляции и роста занятости. Их можно решать только в комплексе, на основе совместной скоординированной политики Центрального банка и Правительства российской Федерации.
Проблема государственного внешнего долга. Несмотря на некоторое снижение государственного долга в начале 2000-х годов, его величина выросла к концу 2005-го года. Переход от позиции страны - заемщика к статусу страны - кредитора на мировом рынке финансов в долгосрочном плане предполагает изменение политики по отношению к международным займам.
Наличие положительного сальдо государственного бюджета не снижает важности такой проблемы, как управление государственными расходами и доходами, то есть управление государственным бюджетом. В ближайшие годы необходимо завершить налоговую реформу, решить проблему разделения налоговых поступлений между центром и регионами, одновременно снижая государственные расходы. При этом необходимо сочетать рационализацию государственного бюджета с решением назревших социальных проблем.
Ряд крупных проблем в экономике предстоит решить в связи с продолжением экономических реформ. В настоящее время стоит вопрос о дальнейшей приватизации (например, земли, природных ресурсов), о реструктуризации естественных монополий, продолжаются реформы в сфере ЖКХ, науки, образования, медицины. Продолжение экономических реформ затронет экономические интересы фирм и домашних хозяйств и потребует проведения активной бюджетно-налоговой политики государства.
Создание эффективных рыночных институтов в условиях открытой экономики и глобализации мирового финансового рынка. Часть рыночных институтов создана и успешно функционирует, но они недостаточно хорошо защищают открытую российскую экономику от негативного влияния экономической политики, проводимой за рубежом, и от внешних шоков мирового финансового рынка (дефолт 1998). Эффективные рыночные институты должны способствовать экономическому росту в открытой экономике в условиях глобализации мирового финансового рынка.
Однако российская экономика вновь столкнулась с негативным влиянием мирового финансового кризиса 2008 года на национальную экономику. Ипотечный кризис в США привел к краху мировых фондовых рынков, банкротству крупнейших западных банков, следствием чего явились «бегство» портфельных инвесторов с российского фондового рынка и кризис ликвидности в банковском секторе. Таким образом, внутренняя макроэкономическая политика в большой открытой экономике может привести, в условиях глобализации, к мировому финансовому кризису, что отрицательно скажется на других больших и малых открытых экономиках. В этих условиях актуальной является разработка эффективной международной макроэкономической политики, скоординированной и взаимоувязанной между странами-участницами мировых товарных и финансовых рынков. Россия является экспортером товаров и капитала, а также заемщиком на мировых финансовых рынках. Мировой финансовый кризис 2008 г. может привести к замедлению экономического роста в России (по прогнозам МВФ - до 5,5 % роста ВВП в 2009 году), торможению социальных реформ и относительному снижению уровня жизни населения. В этих условиях актуальной является разработка таких мер макроэкономической политики, которые смягчили бы воздействие краткосрочного мирового финансового кризиса на национальную экономику и, в то же время, не привели бы к торможению факторов долгосрочного экономического роста в результате устойчивой инфляции и свертывания внутреннего спроса. Кроме того, в условиях глобализации меры национальной денежно-кредитной политики должны быть взаимоувязаны и скоординированы со странами-партнерами, иначе возникает риск перемещения негативных последствий мирового финансового кризиса из одной открытой экономики в другую.