Национальный продукт и национальное богатство, их формы и измерение

Результатом функционирования экономики является национальный продукт— все товары и услуги, созданные в стране за определенный период времени.

Национальный продукт - важнейший показатель состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, действенность методов экономической и социальной политики. Нацпродукт имеет натуральную и стоимостную форму и подразделяется на конечный и промежуточный продукт. Конечный – это те товары, которые предназначены для конечного использования, промежуточный используется виде комплектующих изделий, сырья и материалов для производства конечного продукта.

Основные показатели:

· ВВП-валовая стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории данного государства в течение определенного срока за вычетом промежуточного потребления.

· Национальное богатство (ВНП) - денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь предшествующий период по состоянию на определенную дату (является таким же показателем как ВВП только учитывает доходы или расходы от использования национальных ресурсов на территории страны и за рубежом).

Для подсчета национального богатства используются понятия:

· Актив - объекты собственности, в отношении которых институциональные единицы осуществляют свои права собственности и от владения и использования которых они получают экономическую выгоду (здания, машины и оборудование, земля, акции, облигации, депозиты и др.) Каждый из них дает владельцу определенный экономический эффект, выгоду.

· Пассивы — задолженность или обязательство по погашению своих долгов.

Собственность - отражается в активах в стоимостном выражении. Это дает возможность определить совокупную стоимость всей собственности определенной институциональной единицы. Совокупная величина активов за вычетом пассивов (задолженности) образует собственный капитал. На уровне национальной экономики понятию «собственный капитал» соответствуют чистые активы, которые характеризуют величину национального богатства страны.

Национальное богатство рассчитывается на основе балансов. Они составляются на начало и конец определенного периода в виде таблиц, в которых отражается поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал. Существует три вида балансов: • начальный баланс активов и пассивов;

• изменения в балансе активов и пассивов; •заключительный баланс активов и пассивов.

Величина национального богатства рассчитывается как суммарная разница между активами и пассивами по всем секторам экономики (чистые активы) на конец определенного периода.

2. Специализация и кооперирование производства: сущность, формы. Экономическое значение специализации и кооперирования производства.

Специализация(С)пр-ва—это такая ф-ма его организации, при кот. выпуск однородных видов продукции сосредотач-ся в отд-ых отраслях пром-ти, на отд-х пр-ях и их подразделениях.

В зав-ти от масштабности:-внутриотраслевая;-межотр-ая;-межгос-ая.

При этом выделяют 3 ф-мы С. пр-ва:

-предметная(выпуск прдукции конечного исп-ния:трактор,автомобиль);

-подетальная(сосредоточение выпуска отдельных частей, узлов, деталей на конкретном пр-ии)

-технологическая(процесс выделения отдельных стадий (операций:заготовит-ой,обрабат-ей,сборочной) технологич-го пр-са в самостоятельные предприятия).

Неизбежным следствием разв-ия С. явл-ся производственное кооперирование.

Кооперирование(К.)—установление длит-ых и устойч-ых произв-ых связей между спец-ми пр-ми с целью выпуска прод-ции одной номенклатуры.

В соотв-ии с ф-ми С. различают 3 ф-мы К.:

-предметное(агрегатное)(головное пр-ие получает от других необходимые агрегаты,прадназн для произ-ва изделия данного вида)

-подетальное( предприятия-смежники и головное предпр устанавл долговр связи по пост и исп-ю готовых деталей и узлов)

-технологическое(стадийное)(длит произв связи, основан-ые на поставках одним пр-ем другому полуфабрикатов или выполн. отдельных технологич операций)

С т. зр. отраслевой принадлежности и тер-го расположения разл-ют:

-внутрирайонное(К,предпр.,располож.в одном р-не,но по разным отраслям)

-межрайонное(распол. в разл. регионах)

-внутриотраслевое (произв. связи между предпр-ми одной отрасли)

-межотраслевое(произв. связи между предпр-ми различных отраслей.)

Эк-ое значение. Разв. С. и К. оказ-ет возд-ие на эф-ть общ-го пр-ва и отд-ых пр-ий в силу след. обстоятельств: 1.С. явл. основой для механизации и автомат-ции пр-ва.2.на спец-ых пр-ях выше кач-во прод-ции, чем на неспец-ых.3.С.позволяет снизить затраты на единицу произв-ой прод-ции за счёт более высокого уровня С.,исп-ия более квалиф-ой раб. силы и концентрации пр-ва.4.разв.С. обуславл. необход-ть объективного разв-ия стандартизации и унификации пр-ва.

Эк-ую эф-ть С. и К. м. рассч-ть по формуле

ЭЭ=[(С1+Тр1)-(С2+Тр2)]×ВП2

С1-с/с до спец-ции;С2- с/с после спец-ции;

Тр1и Тр2 -транспортные расходы до и после спец-ции соотв-но; ВП2-выпуск продукции после спец-ции.

Разв. С. и К. пр-ва м. им. и отриц. эф-т, если при этом наблюд-ся:-рост трансп-х расходов на ед. прод-ции вследствие увеличения радиуса спец-ции.-монотонность в раб.,это вызывает необх-ть осущ-ия мер по сниж. отриц. возд. этого явления на раб-ков.

3. Стили руководства: понятие и классификация.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию. Существует три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя. Все решения принимаются им единолично, без учета интересов подчиненных. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься как никогда быстро и быть четко скоординированными.В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя.

Положительные моменты авторитарного стиля:

1) не требует особых материальных затрат;

2) позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты авторитарного стиля:

1) подавляет инициативу;

2) требует громоздкой системы контроля за работой персонала;

3) повышает степень бюрократизма.

Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Такой стиль актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

Данный стиль руководства стимулирует творческую деятельность, снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат на предприятии и, следовательно, вызывает удовлетворенность от выполненной работы.

Но так как за работой персонала не осуществляется жесткого централизованного контроля, то ответственность за ее выполнение может долго перекладываться, что затягивает процесс принятия решений и их выполнения.

Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Данный стиль управления используется при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.

Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный. В результате руководитель должен уметь применять все эти стили.

Билет № 15

Наши рекомендации