Олигополия и условия ее возникновения.

ОЛИГОПОЛИЯ — это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или не­возможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизиро­ван (например, алюминий), и дифференцирован (например, ав­томобили).

На олигополистических рынках господствует, как прави­ло, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Олигополистические рынки обладают следующими при­знаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это
означает, что объем рыночного предложения находит­ся в руках нескольких крупных фирм, которые реали­зуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продук­ция. В теории удобнее рассматривать однородную олиго­полию, однако если отрасль производит дифференциро­ванную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как од­нородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок,
т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, по­
этому контроль за ценами ограничен. Только фирмы,
обладающие большими долями в общем объеме про­даж, могут влиять на цену товара.

Поведение фирм на олигополистических рынках уподоб­ляется поведению армий на войне. Фирмы — соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели образования в условиях олигополии.

Олигополистические ценовые войны

Ценовая война— это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фир­мами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для при­былей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба про­давца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий ры­ночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершен­ной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня при­ведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее от­сутствует побуждение повышать цену.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истече­нии некоторого времени вступают между собой в сотрудни­чество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

Модели олигополии

Модель олигополии, основанной на сговоре.На олигополис­тическом рынке каждая фирма имеет выбор между коопери­рованным (кооперативным) и некооперированным (некоопе­ративным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашени­ями друг с другом. Именно такая стратегия порождает цено­вые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в ус­ловиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают меж­ду собой, это значит, что они вступают в сговор.Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сооб­ща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

Картель— это группа фирм, действующих совместно и со­гласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Наиболее известный международный картель — это кар­тель Организации стран — экспортеров нефти ОПЕК, сфор­мировавшийся в 1960 г.

Модель ценового лидерства.На олигополистических рын­ках одна фирма действует как ценовой лидер, который уста­навливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером. ( Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru Олигополия и условия ее возникновения. - student2.ru образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией,посколь­ку лидер устанавливает монопольную цену, которая основа­на на его предельном доходе и предельных издержках. Дру­гие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо от­крытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным за­конодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм отно­сительно их производственной и сбытовой деятельности, тог­да как в картелях они регулируются квотами и/или размежева­нием рынка.

Различают два основных типаценового лидерства:

а) лидерство фирмы с существенно более низкими издерж­ками, нежели у конкурентного окружения;

б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее поло­жение на рынке, но несущественно отличающейся от
последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурент­ным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

Модель дуополии Курно. Дуополия— это рыночная структура, при которой два про­давца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизиро­ванного товара, не имеющего близких заменителей. Эконо­мические модели дуополии полезны для того, чтобы показать, как предположение отдельного продавца относительно отве­та конкурента влияет на равновесный выпуск.

Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух про­давцов предполагает, что его конкурент всегда будет удержи­вать свой выпуск неизменным на текущем уровне. Модель Кур­но исходит из того, что продавцы не узнают о своих ошибках.

30 Капитал как фактор производства долгосрочного использования: спрос и предложение. Ставка процента.

КАПИТАЛ — все средства производства, созданные людьми с целью увеличения производства товаров и услуг. Капитал включает в себя машины, здания, сооружения, средства пере­движения, инструменты, запасы сырья, полуфабрикатов, па­тенты, «ноу-хау» и т. п.

Капитал создается за счет сбережений, которые увеличи­вают возможности потребления в будущих периодах из-за относительного сокращения текущего потребления. В связи с этим индивиды, осуществляющие сбережения, сопоставляют текущее потребление с будущим.

Различают двеосновные формыкапитала:

• физический капитал,представляющий собой запас про­изводственных ресурсов, участвующих в производстве разнообразных благ: к нему относятся машины, инст­рументы, здания, сооружения, средства передвижения, запасы сырья и полуфабрикатов;

• человеческий капитал — капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования, или посредством практического опыта.

Затраты капитала в единицу времени выражают удельные затраты капитала. Совокупный физический капитал в дан­ный момент времени представляют фонды, которые попол­няются в результате инвестиций.

Выделяют двеосновные формы производительного капитала:

основной капитал— это средства труда, т. е. факторы производства в виде заводов, оборудования, машин и т. п., участвующих в процессе производства длительное время;

оборотный капитал— это предметы труда (сырье, го­товая продукция) и рабочая сила.

Капитал сам по себе представляется в виде фондов. Фон­ды— это величина капитала в данный момент времени. В любой момент времени фирма имеет определенное количество оборудования и других видов капитала. Цель анализа капи­тала состоит в том, чтобы познать, как создаются и изменяют­ся фонды, а для этого нужно изучить издержки, связанные с созданием нового капитала и выигрыша от этого.

: Для создания нового капитала необходимы не только соб­ственные средства фирмы, но и заемные средства, за исполь­зование которых взимается определенный процент.

- Ссудный процент— это цена, уплачиваемая собственни­кам капитала за использование их заемных средств в течение определенного периода. Ссудный процент выражается через ставку этого процента за год. Допустим, что ставка ссудного процента составляет 5% в год. Это означает, что собственни­кам капитала будет уплачено 5 коп. за каждый рубль, кото­рый они дали возможность использовать другим в течение одного года.

Торговля использованием средств осуществляется на раз­личных финансовых рынках. На финансовом рынке с совер­шенной конкуренцией ни отдельные заемщики, ни отдель­ные заимодатели не влияют на рыночную ставку ссудного процента. Они принимают существующие цены, поскольку спрос каждого отдельного заемщика составляет только незначи­тельную долю общего предложения заемного капитала, а каж­дый заимодатель предлагает только незначительную часть от общей суммы спроса на заемный капитал. Ставка ссудного процента определяется предложением накопленных средств и спросом на заемные средства со стороны всех заемщиков.

Ставка ссудного процента влияет на инвестиционные ре­шения.

Инвестирование— процесс пополнения или добавления капитальных фондов; представляет собой приток нового ка­питала в данном году. В процессе производства происходит «снашивание» капитальных фондов. Оборотный капитал (за­пасы материалов и полуфабрикатов) используется и умень­шается в производственном процессе, а основной капитал (здания, оборудование и т. п.) стареет физически или мораль­но и должен заменяться. Темп, с которым физически изнаши­вается основной капитал, называется физическим износом.


Наши рекомендации