Труд как сфера жизнедеятельности человека и ведущий фактор производства

ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные понятия и категории

В процессе труда люди вступают в определенные соц. отношения и взаимодей. друг с другом. Соц. Взаимодей. в сфере труда - это форма соц. связей, котор. реализ. в обмене деятел-ю и во взаимной действия. Объективным основанием взаимодей. людей явл. общность или различие их интересов, целей и взглядов. Посредниками взаимодей. людей в сфере труда, промежуточными ее звеньямивыступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодей. отдельных индивидов или общностей в процессе их трудовой деятел. в определ. соц. условиях образует специфич. соц. отношения.

Соц. отнош. - это отнош. между соц. группами (сообществами) и отдел. индивидами по поводу их общества, образа и уклада жизни, по поводу условий формир. и развития личности, соц. общностей. Они проявляются в месте отдельных групп рабочих в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними. Эти отнош. неразрывно связаны с трудовыми отнош. и обусловлены ими изначально.

Любая организация, пред-тие состоит из людей. Они составляют центральный фактор любой модели управления и нередко наиболее уязвимую ее звено. Именно люди принимают правильные или ошибочные решения, выпускающих высококачественную прод-цию или "гонят брак", действуют на благо фирмы или в ущерб ее интересам.

Довольно долго преобладал так называемый "технократический" подход к работнику. К концу XIX в., То есть до нач. промышл. революции, увелич. трудовой отдачи от работника достигалось в осн. за счет увелич. раб. времени и численности занятых. Т.е., чел. возможности использ. в осн. экстенсивным образом. Развитие машинного про-тва потребовало большей регламентации действий работника, обеспечения соответствия работ чел. и машины.

Первым начал исследования в этой области амер. инженер Ф. В Тейлор п 90-х годах XIX в. на предприятиях компании "Мидвейл Стил". Внедрена ним жесткая система регламентации труда, которая определ. спос. выполн-я, последов., темп трудовых действий, порядок чередования труда и отдыха, и устанавливала прямую связь оплаты труда с выполнением напряженных задач, привела к резкому росту интенсивности и производительности труда.

С появлением конвейерных и поточных производств регламентация труд. дятел. усилилась. Это стало началом эры "физического работника", модели рабочего места с "малой свободой действий". Чел. Совершенств-ся как физ. си-ма, как мех-зм, отсюда и название, появ., "технократический подход". Все определяла техника – чел. должен был адаптироваться к ней, добиваясь max соответствия тех. си-ме. Итак, идеал. раб. был тот, кто точно и беспрекословно выполнял поставленные задачи установленным способом. Более того, работник рассматривался как существо исключительно рацион-я, ориентир-я на увелич. вознаграж-я и стремилась избежать наказания в виде штрафа, понижение должности или увольнение. Роль эмоций, отношений, ожиданий и соц. ценностей раб. в расчет не брались.

Парадоксально, но тот же научно-тех. прогресс, породивший "технократический подход" к кадрам, стал основой принципиально новых позиций. Осложнения и совершенствования техники, си-м управл-я пред-ями и орг-циями, необходимость снятия соц. противоречий в сфере труда, препятствующих эффект. совместной дятел. управленч. звена и рядовых исполнителей, потребовали нового работника – высококвалифицир., умеющий принять самостоят. решение (порой в нестандартной ситуации), хорошо понимает содержание своей дятел., способен к развитию и самообучения, заинтересован в достижении целей, поставленных перед орг-цией.

Для решения этой задачи необходимо учитывать потребности работников (не только физиолог., но и соц. - в красивых отнош., статусе в коллективе, инф-ции, престиже дятел., реализ. своих способностей и т. п.), особенности их индивид. ожиданий от рез-тов дятел., ценностных установок . Проведенный Элтоном Мэйо в 1929 г. на заводе "Вестерн-Электрик" в г Хотторн эксперимент над бригадой работниц, длившегося пять лет, показал влияние соц.-психолог. факторов (взаимоотнош. в группе, осведомленность, удовлетвор. трудом) на рез-ты совмес. дятел. Рез-том стала книга "Учение о чел. отнош-х", заложившие основы широкоизвестной сегодня "теории человеческих отношений".

Пристальное внимание к роли взаимоотнош. в малой (контактной) группе продолжилось в 1930-е годы. К. Левин и Дж. Морено разработали методику кол-го их анализа ("социометрия"). В 1950-е годы встал вопрос о привлеч. раб-ов к участию в принятии управленч. реш-й (управл-е через соучастие). Д. Макгрегор создал теорию нового стиля руководства; 1960 - 1970-е годы обогатились теорией гуманизации труда, в основу которой легли разработки Ф. Херцберга о факторах, обеспеч. привлекательность труд-й дятел. и удовлетвор. трудом.

На сегодня понимание роли соц. процессов и отнош. в сфере труда как важнейшего фактора повыш. его эффектив. стало аксиомой. Более того, соц-ги и пси-ги раз рабат. такие проблемы, как роль иррационал. побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной дятел., обусловл. этнич. и истор. Особен. людей и проч.

Признаки класифицир. соц.-труд. отнош:

1.В зависим. от их содер-я можно выделить: производ-но-фун-ные, обусловленные спецификой раздел-я и кооперации труда; соц.-психолог., связ-ные с симпатиями и антипатиями и т.п.; обществ.-организационные, обусловлен. фун-нием обществ. орг.-ций на пред-тии и приналеж. к ним.

2. В зависимости от субъектов, вступающих в отношения, можно выделить: межорга-ные (коллектив - коллектив) и внутриорга-ные (коллектив - личность, личность - личность) отнош-я.

3. В зависимости от наличия или отсутствия отношений подчиненности выделяют: горизонтал. (субъекты от нош. =е по статусу, отнош. подчиненности отсутствуют) и вертик. отнош. (субъекты отнош связаны подчинением в рамках служебной иерархии).

4. По степени регламентированности различ: формальные, официально оформленные какими-либо док. (должностная инструкция, Положение о подразделении, карта технолог. процесса и т. п.) отнош., и неформальные, состоящ. самопроизвольно (традиции, "неписаные правила", взаимные симпатии).

5. По способу поддержания отношения: непосредственными, "контактными" (лицом к лицу) и безличными, косвенные передачей инф-ции, предметом труда, взаимосвязью целей и задач.

Соц.-труд. отнош. явл. составной частью соц. управ-я. Объективно существующие взаимосвязи и взаимоотнош. между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятел. и направленных на урегулирование качества труд. жизни. Они хар-зуют эк., соц. и психолог. аспекты вышеупомянутых взаимосвязей, а также правовые аспекты этого вопроса.

Объектом исследования соц.-труд. от нош. явл. труд.

Субъект социально-трудовых отношений - это юридическое или физическое лицо, которое владеет первичными или делегированными первичными носителями прав в социально-трудовых отношениях.

Субъектами социально-трудовых отношений являются:

наемные работники (как индивидуумы, как члены определенных групп, коллективов) - это граждане, которые заключили трудовой договор (контракт) с работодателем на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными качествами, индивидуальными возможностями, квалификацией и др..;

работодатели (как отдельные личности, члены группы, определенная организация) - это люди, которые работают самостоятельно и нанимают на работу одного или нескольких лиц для выполнения определенных функций, при этом они могут быть как обладателями средств производства, так и наемными специалистами;

государство (общество) - политическая форма организации жизни общества, который создается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, которая управляет основными сферами общественной жизни и по необходимости опирается на силу принуждения.

Под предметом социально-трудовых отношений понимают социально-трудовые процессы и явления, возникающие в социально-трудовой сфере. их можно разделить на три блока: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда; социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Для изучения дисциплины необходимо определить основные категории и понятия, такие, как экономика, экономика труда, социально-трудовая сфера, социально-рыночная экономика.

Экономика - это динамическая общественно организованная система хозяйствования, которая обеспечивает процесс производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг. Заниматься экономикой - значит анализировать все процессы, происходящие в ней, и выдвигать предложения соответствующих механизмов их совершенствования и развития

Экономика труда, как наука, изучающая формы проявления требований экономических законов в сфере распределения и кооперации труда, привлечения рабочей силы к труду: распределения общественного продукта, воспроизводства и определение ресурсов для работы, методы сознательного использования обществом экономических законов в сфере организации труда, ее материального стимулирования , распределения материальных и духовных благ и повышение уровня жизни работающих; обосновывает на базе обобщения практики и проведения экспериментов новые экономические методы повышения эффективности общественного труда.

Экономика труда, как наука, изучающая организацию труда, хозяйственную политику в сфере труда, пути и методы научного решения практических задач в области повышения производительности труда и его научной организации, оплаты труда, планирования труда и заработной платы, подготовки, распределения и использования кадров.

На практике трудовые и социальные отношения взаимообусловлены. Трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем - не существуют без социальной составляющей, и наоборот, социально-трудовые отношения возникают как результат трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.. Социально-трудовая сфера достаточно полно характеризует все фазы воспроизводства рабочей силы.

Основными составляющими социально-трудовой сферы являются те элементы, отражающие и обеспечивают основные фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

социальная сфера - отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, наука, культура и т. п.);

рынок труда, служба занятости, переподготовка кадров (в том числе и безработных);

сфера мотивации производительного труда (оплата труда, стабилизация жизни населения и т. п.).

Важной составляющей социально-трудовой сферы являются системы, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий взаимодействия рабочего со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения, система социального партнерства, система социального страхования, пенсионная система, охрана труда.

Социально-трудовая сфера не только требует для своего развития значительных средств, но и влияет на экономику страны. Так, например, государство, работодатели значительные средства вкладывают в развитие пенсионной системы, в ее соответствие принципу социальной справедливости. Когда рабочий трудоспособного возраста знает, что размер его будущей пенсии напрямую зависит от результатов и качества его труда, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом роста производительности труда и развития производства. Такой же связь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой.

Недооценка социальной составляющей развития экономики, принижения роли социально-трудовых отношений становится причиной негативных явлений, таких, как задержка выплаты заработной платы, снижение уровня жизни населения, поляризация доходов, рост безработицы, снижение рождаемости и т.п.

Объективно необходимо усиление социальной ориентации нашей экономики, а это напрямую связано с повышением эффективности экономики труда, развитием социально-трудовой сферы и ее основных компонентов, целенаправленным и оперативным движением в сторону социально-рыночной экономики.

В основе социальной рыночной экономики лежит рыночная экономика. Главной целью последней является рост эффективности производства и прибыли. При этом автоматически решаются и некоторые социальные вопросы

- Обеспечение занятости, выплата заработной платы и др.. Однако двигателем рыночной экономики является конкуренция между товаропроизводителями, обуславливает жесткую борьбу между ними, где нет места для социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечивается прежде всего государственным вмешательством в экономику. Государство через механизм государственного регулирования экономики действует в интересах народа, превращая рыночную экономику на социальную рыночную экономику. Государство часто жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения для обеспечения социального спокойствия в обществе.

Труд как сфера жизнедеятельности человека и ведущий фактор производства

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей и не противоречит действующему законодательству. Труд - это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по предоставлению предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлено труд, претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, которые создают необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Труд, предмет труда и средства труда составляют основные элементы труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда создаются продукты труда - вещества природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Сущность труда отражается в:

способе удовлетворения потребностей - это первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека;

создании общественного богатства - деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой;

содействии общественному прогрессу через удовлетворение потребностей и создание богатства; труд находится в основе всего общественного развития, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия;

развития человека - создавая все ценности человеческого бытия, выступает как субъект общественного развития, привлекая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия;

силе, открывает человечеству путь к свободе, дает людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, она резюмирует все предыдущие функции, потому что именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы , другие функции готовят реализацию свободотворчои функции труда.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологический сторону трудовой деятельности, что выражается в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, в их квалификационного уровня.

3. Производственная взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Он зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Виды труда классифицируются по различным признакам.

1. Разделение труда по затратам энергии. Работа в любых условиях связана с затратами умственной и физической энергии. Но в каждом отдельно взятом случае превалирует один из этих видов затрат энергии. Поэтому работа делится на умственную и физическую.

2. Разделение труда в зависимости от вида деятельности:

творческая работа (преподаватель, конструктор, артист, музыкант, художник) керивнича труд (предприниматель, менеджер, главный врач) исполнительная работа (специалист, рабочий, врач).

3. Разделение труда в зависимости от уровня образования:

работа, которая требует большой предварительной подготовки, - характерезуется длительным обучением с составлением государственного экзамена;

работа, которая не требует большой предварительной подготовки, - характерезуется подготовкой в течение нескольких дней или недель непосредственно на рабочем месте или на краткосрочных курсах;

труд, не требует никакой подготовки, - рабочая сила может быть использована на простых видах труда без обучения (грузчик, дворник, подсобный рабочий).

4. Разделение труда в зависимости от характера и содержания труда: труд наемный и частная;

работа индивидуальная и коллективная;

труд по желанию, работа по необходимости, труд по принуждению; труд физический и умственный; труд репродуктивная и творческая; труд различной степени сложности.

5. Разделение труда по предмету и продуктом труда: труд научная, инженерная, управленческий, производственный; труд предпринимательская, инновационная;

труд промышленная, сельскохозяйственная, транспортная, коммуникационная.

6. Разделение труда за средствами и способами труда: ручная, механизированная и автоматизированная труд;

низкотехнологичных, среднетехнологичным, высокотехнологичная работа; работа с различной степенью участия человека.

7. Разделение труда по условиям труда: стационарная и передвижная труд; наземная и подземная труд;

работа легкой, средней, высокой тяжести;

привлекательная и непривлекательная работа;

свободный труд и труд с разной степенью регламентации.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой

- Прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Такая идеальная схема воздействия труда на человека и общество приведена на рис. 1.1.

Труд как сфера жизнедеятельности человека и ведущий фактор производства - student2.ru

Рис. 1.1. Роль труда в развитии человека и общества

Следует иметь в виду, что подобные процессы подпадают под сильное влияние политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Однако общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Труд как общественно и целенаправленная деятельность, как фактор производства требует управления. Труд отличается от других факторов производства по следующим признакам:

владельцем и носителем труда как товара является человек со всеми его правами и обязанностями, которые охраняются законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественных правовых норм, регулирующих рынок труда;

труд - товар производственного назначения, но, в отличие от общественных факторов производства, она несет на себе личностное нагрузки, и поэтому является решающим фактором производства;

труд - товар, который невозможно хранить, как другие товары. Если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, соответственно и средств к существованию. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом;

полезность труда возрастает во время ее использования, она не уничтожается при использовании, а, наоборот, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.

Перечисленные особенности труда проявляются в формах управления трудом - государственной, договорной - и в формах общественной активности субъекта социально-трудовых отношений.

Государственные формы управления трудом. Государство как субъект управления труда выступает органом законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно этому формами управленческого влияния государства в социально-трудовой сфере являются законы, нормативные указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, органов правосудия. В Украине в сфере управления трудом используется конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

В последнее время Конституция Украины имеет приоритетное прямое действие, а нормы международного права рассматриваются как составная часть ее правовой системы Таким образом, права и свободы человека и гражданина в социально-трудовой сфере получили максимально возможный правовую защиту. Из международных норм и договоров необходимо назвать Всемирную декларацию прав человека ООН (1948 г.), Копенгагенскую декларацию о социальном развитии (1995 г.), а также ратифицированные конвенции Международной организации труда.

Управления трудом предполагает необходимую конкретизацию норм законов, соответствие их конкретным проблемам и стадиям решения. Поэтому возникает потребность в текущей регулирующей деятельности исполнительных органов власти (министерств, ведомств, региональных и местных органов власти), которые разрабатывают программы, нормы и нормативы, обеспечивающие и гарантирующие права и свободы граждан.

Договорные формы управления трудом. Такие формы управления используются тогда, когда управленческие решения по социально-трудовым вопросам принимаются на основе совместных действий и договоренностей равноправных субъектов. Можно назвать следующие формы правления:

Генеральное соглашение между объединением профсоюзов, работодателей и правительством Украины;

отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Министерством труда и социальной политики;

коллективные договоры между представителями трудовых коллективов и администрацией предприятий;

индивидуальные трудовые договоры (контракты) между рабочими и работодателями.

Форма общественной активности субъектов управления трудом. К формам управления трудом можно отнести действия, при которых инициатором взаимоотношений выступает только одна сторона. Например, правительство вносит в Верховную Раду и рассылает на места проект нового закона, или коллектив выступает с поддержкой определенных социально-трудовых требований.

Таким образом, багатосубьектнисть и свобода действий в социально-трудовой сфере является основой существования различных форм управления трудом. И специфика управления работой связана с тем, что этот процесс не только производственным, но и социальным, а рабочий - не только рабочая сила, но и человек, гражданин, член общества. В условиях рынка кардинально меняются функции государства по управлению трудом:

работники реально включаются в общественную жизнь; становится реально доступным судебную защиту социально-трудовых прав и свобод. Все ограничения указаны в законе;

управления трудом становится демократическим, более социально эффективним, потому что существенно возрастает активность всех социальных групп в социально-трудовой сфере;

возрастает функция государства, связанная с поддержкой активизации трудящихся, усвоением обществом демократических, гражданских, правовых форм протекания социально-трудовых процессов и отношений.

Наши рекомендации