Тема 9. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений
Цель - идеальное или желательное состояние организации (индивида), достижение которого ориентирована на процесс управления.
Ф-ции цели: 1Отражают философию орг-ции, концепцию ее функционирования и развития. 2.Задают направления деятельности орг-ции. 3.Уменьшают неопределенность, становясь ориентирами, помогают приспособиться. 4.Концентрация на цели позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами. 5.Цели, особенно великие, независимо от того, реальны ли они, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения.
Классификация целей: 1.по уровням: низший уровень — объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; 2.по источникам: на заданные из вне и сформировавшиеся внутри организации: внешние цели, которые обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в которой орг-ция функционирует; внутренние - на удовлетворение потребностей коллектива. 3.с точки зрения комплексности: простые и сложные цели; 4.по степени важности: стратегические и тактические: стратегические (решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (выход на международные рынки)); тактические цели (отражают отдельные этапы достижения стратегических). Бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). 5.с учетом времени: на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). 6.по содержанию: личные и институциональные. Личные - связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели — производственно-хозяйственной деятельности. Делятся на технологические (повышении качества товара), экономические (рост прибыльности), административные (достижение высокой дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (завоеванием рынков сбыта), научно-технические (разработка и внедрение новых образцов, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников 7.по направленности: на конечный результат (выпуск определенного объема продукции); на осуществление той или иной деятельности (совершенствование технологии); на достижение определенного состояния объекта (приобретение работником новой профессии); 8.по форме выражения - описываемых количественными показателями (продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе); 9.по степени обязательности: цели-задания и цели-ориентиры. 10.с точки зрения масштабности: глобальные, общие и частичные цели; 11.по степени реальности: действительные и мнимые.
Процесс принятия решений
Решение – выбор одной альтернативы из нескольких.
Принятие решения – технология, необходимая для выполнения любой функции менеджмента.
Классификация управленческих решений:
1. по источнику возникновения:
a. инициативные;
b. по предписанию.
2. по способу доведения решения:
a. устные;
b. письменные.
3. по субъекту принятия решения:
a. индивидуальные;
b. коллективные.
4. по степени новизны:
a. рутинные;
b. новаторские.
5. по наличию информации:
a. определенные;
b. вероятностные;
c. неопределенные.
6. по методу разработки решений:
a. количественные;
b. эвристические.
7. по целевой направленности:
a. одноцелевые;
b. многоцелевые.
8. по содержания решения:
a. экономические;
b. технические;
c. социальные;
d. организационные.
9. по периоду действия:
a. оперативные;
b. долговременные.
Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель организации, для обеспечения движения ее к конечным целям. Бывают:
стандартные (с высокой степенью структурирования);
нестандартные (необычные ситуации, условия и пр.).
Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правильный.
Решения, основанные на суждениях, обусловлены знаниями, опытом, навыками.
Алгоритмическое (рациональное) решение – решение, принимаемое на основе логически взаимосвязанной последовательности операций.
Модель принятия управленческого решения.
1 – определение цели;
2 – диагностика исходных ситуаций;
3 – формирование проблемы;
4 – декомпозиция проблемы и задачи;
5 – формулирование задачи;
6 – поиск (выборка) альтернатив решения задачи;
7а – выбор критериев;
7б – формулирование ограничений;
8 – выбор оптимального решения;
9 – композиция проблемы на основе решенных задач;
10 – разработка программы деятельности.
Этапы 3, 4 и 9 могут быть пропущены при работе модели.