Российская приватизация: оправданы ли ожидания?
Сколько споров вызвала эта тема в Российской экономике? Попробуем разобраться.
Приватизации в России наступал постепенно, изначально существовал ряд определённых подготовительных мер идеологического и правового характера.
С завершением приватизации, реформа собственности не завершилась, так как только после приватизации наступало постепенное формирование эффективной и точной системы прав собственности.
Если рассмотреть опыт России в 90-е года, можно увидеть насколько сложным был путь от административной экономике.
На сегодняшний день существуют споры на сколько эффективна приватизация в России? Я считаю, что все таки эффект был отрицателен.
Существуют факторы, в силу которых в российских условиях разработка и реализация приватизационной политики особенно усложняется:
1)Параллельностью с процессом выбора глобальных моделей, на микроуровне происходит спонтанный перевод государственных предприятий и имущества в иные формы собственности.
2)Высочайшим уровнем концентрации наравне с отсталостью многих секторов российской промышленности препятствуют проведению эффективной и социально - структурной перестройки в ходе приватизации.
На мой взгляд, это особенно важно, по той причине, что приватизация и проблемы преобразования собственности есть та область экономических реформ, где политический прессинг наиболее ощутим.
И поэтому дискуссии вполне закономерны, так как, именно от приватизации российское общество надеется получить более эффективный механизм хозяйственного регулирования.
Моя точка зрения такова, что приватизация в России не оправдала ожиданий, так как не были осуществлены поставленные цели и задачи.
Можно отметить такие причины как отсутствие платежеспособного населения и необходимость максимально высоких темпов легального приватизационного процесса; отсутствие интереса у иностранных инвесторов, а так же наличие более 240000 государственных и муниципальных предприятий.
Можно было бы выделить основные цели приватизации в России такие как, создание слоя частных собственников-предпринимателей; увеличение эффективности деятельности предприятий; образование конкуренции; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранных инвестиций; социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры за счет средств от произведенной приватизации.
Но эти цели не достигнуты. Следовательно, приватизации так до конца и не закончилась.
Плохо продуманная приватизация привела к возникновению еще одной серьезной проблеме, что усложнило задачу российской промышленности.
Приватизация не смогла принести результативности, поэтому её считают одной из главных неудач за всю историю экономических реформ.
К негативным аспектам приватизации относиться высокий уровень коррупции и криминализации. Однако, утверждение, что приватизация породила волну криминала в России, не оправданна.
Так же отмечу, что приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего экономический рост и преодоление экономического кризиса фактически невозможно. Отмечу следующее, что приватизация так и не стала основным способом пополнения государственного бюджета.
Неэффективность приватизационной политики отслеживается по оценкам Госкомимущества и Министерства экономики Российской Федерации, что доля государственного сектора в 1994 г. составляла 38 %, в 1996 - 23 %. Для понимания динамики приватизированных предприятий следует учесть тот факт, что к концу 1994 г. большая часть всех крупнейших российских предприятий преобразовались в акционерные общества, поэтому доля корпоративного сектора во внешнем валовом продукте не могло измениться в 1995-1996 гг.
В тоже время, если проанализировать итоги 1997 года, видно, что за счет крупных сделок федеральное бюджетное задание по приватизации перевыполнено почти в 3 раза и общий доход от приватизации составил более 23 трлн. рублей, из которых почти 19 трлн. рублей поступили в федеральный бюджет. Следовательно, 1997 год стал первым годом в истории проведения "денежной приватизации", который увенчался успехом.
В ближайшие годы нет никаких оснований думать о новой волне массовой приватизации. Предполагается, что продажи государственных унитарных предприятий потребует долгого времени. В последние годы заметно обнаруживается тенденция к деприватизации. С 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения вновь вернулось около 40 тыс. организаций и предприятий.
В настоящее время приватизация носит последовательный характер потому что, в каждом из случаев государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности. Они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе иностранного, который, безусловно, обеспечит реальное накопление капитала и модернизацию производственного аппарата, который увеличит или сохранит число рабочих мест. Но к сожалению, на данном этапе ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.