Вопрос 2. Предмет экономической теории в экономикс

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Лекция 1 Введение в экономическую теорию
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Лекция 2 Рыночный механизм и его элементы
Лекция 3 Эластичность спроса и предложения
Лекция 4 Теории в области потребительского поведения
РАЗДЕЛ 3 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ, МОТИВАЦИЯ, ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА, ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ    
Лекция 5 Производство
Лекция 6 Издержки производства
Лекция 7 Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции  
РАЗДЕЛ 4 ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Лекция 8 Макроэкономика. Цели и основные показатели
Лекция 9 Макроэкономическая нестабильность
Лекция 10 Государственное регулирование экономики
ХРЕСТОМАТИЯ
Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776)
Карл Маркс. Заработная плата, цена и прибыль (1865)
Карл Маркс. КАПИТАЛ. Критика политической экономии. Т.1 (1867)
Ойген Бём-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ (1886)
Николай Бухарин. Политическая экономия рантье (1919)
Альфред Маршалл. Принципы экономической науки (1890)
Дмитрий Львов. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма (2000)

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ЛЕКЦИЯ1. Введение в экономическую теорию

В.1. Объект, предмет и метод экономической теории

В.2. Предмет экономической теории в экономикс

В.3. Предмет экономической теории в марксистской школе

В.4. Проблема выбора. Альтернативные издержки

В.5. Рыночная экономика и ее характеристики

В.6. Методология экономического анализа

Вопрос 1. Объект, предмет и метод экономической теории

Любая наука должна определить свой объект, предмет и метод. Однако наука не определяет своего субъекта. Кто такой субъект науки? Любой человек, решивший заняться научным исследованием, становится субъектом науки. И было бы абсурдом полагать, что исключительно представители негроидной расы могут заниматься техническими науками, представители монголоидной расы – обществознанием, а представители европеоидной расы – науками о человеке. Поэтому ни одна наука не определяет своего субъекта по расе, национальности, имущественному благосостоянию, полу и возрасту.

1. Что такое объект науки? Это то, что она изучает.

2. Что такое предмет науки? Это то, какие вопросы задает наука к своему объекту изучения. Это то, как она видит свой объект. Это точка зрения, угол зрения на свой объект изучения. Из курса черчения вы знаете, что любую деталь можно вычертить спереди, сбоку и сверху. Это три разные картинки и только вместе они дают достаточно полное представление о детали, чтобы её можно было сделать по чертежу. В достаточно крупную вещь можно залезть и нарисовать её изнутри и это будет четвертая картинка. Известна легенда о трех слепцах, встретившихся со слоном, и суждение каждого о слоне было ошибочным, поскольку один ухватил слона за ногу, другой – за хобот, третий за хвост. Однако вместе они давали суждение о слоне более верное, чем каждый из них в отдельности. Эта легенда имеет отношение к любому достаточно сложному объекту изучения: разная точка зрения на объект, то есть разные предметы в отношении одного объекта могут дать (но не обязательно) более верную картину, описание реального объекта. В отношении экономической науки мы приведем ниже три кардинально различных предмета науки, каждый из которых главным, основным, существенным полагает нечто иное, чем остальные.

3. Что такое метод науки? Это способ доказательства того, что созданная нами картинка является очень близкой к реальному объекту, описывает его достаточно точно. Иными словами, это способ доказательства истинности наших суждений и представлений об объекте изучения. К методам науки относятся также способы творческого поиска: аналогия, абстракция, неполная индукция. Однако они не могут служить доказательством истины, хотя им часто приписывается такая роль в обыденном сознании.

Рассмотрим подробно объект экономической теории. Объект можно задать путем перечисления всего, что в него входит: это ресурсы, их использование в производстве, индустрия, сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, рынки, монополия, совершенная конкуренция, ценовые войны, ценовой сговор, конъюнктура, деньги, цены, инфляция, безработица, экономический рост, финансы, банки, биржи, аукционы, потребительский бюджет, государственный бюджет, реклама, мода, инвестиции и так далее. Подберите общий термин для описания всего вышеперечисленного? Это термин «хозяйство». Хозяйство - это объект изучения науки «экономическая теория». Слово «экономика» не слишком удобное, поскольку может использоваться как синоним слова «хозяйство», а может означать науку, изучающую хозяйство. Поэтому приходится всегда уточнять, что вы имеете в виду: науку или объект этой науки.

Дать родовидовое определение хозяйству как объекту экономической теории невозможно, поскольку родовидовое определение – это уже картинка, то есть это уже предмет науки. И разные научные школы по-разному глядят на хозяйство. Приведем пример родовидового определения с позиции марксистской школы. Хозяйство – это общественные отношения людей в сферах производства, обмена, распределения, собственности и потребления благ, с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей людей. Родовой признак, то есть более широкое понятие, частью которого является хозяйство, - это общественные отношения людей. А видовыми, отличительными признаками выступают: указание на то, что это отношения по поводу благ, и указание на цель этих отношений (удовлетворение потребностей). Обратите внимание на то, что хозяйство – это не столько вещи, используемые людьми, а общественные отношения людей по поводу этих вещей. Н.А. Некрасов писал: «…а чуть работа кончена, глядишь – стоят три дольщика – бог, царь и господин». Прокомментируйте эту фразу, найдите аналоги в современности.

Индивидуальные потребности – это потребности в благах, которые каждый человек оплачивает и потребляет в индивидуальном порядке. Коллективные потребности – это потребности за которые отдельный индивид может не платить. Например, уличное освещение, дороги, мосты, полиция, армия, обеспечивающие безопасность граждан. Эти блага люди оплачивают из коллективных денежных фондов (государственного или муниципального бюджетов). Какой официальный титул носит папа римский. Понтифик. Что он означает? Мостостроитель. Почему у религиозного лидера такой странный титул? Он достался ему по наследству от римских императоров, которые кроме военных титулов (император, триумфатор), желали иметь и гражданский, позитивный, созидательный титул. А поскольку почти все мосты в империи строило государство, то есть тот или иной император, то такое титулование было совершенно правомерно.

Вопрос 2. Предмет экономической теории в экономикс

Вначале мы рассмотрим предмет экономической теории в изложении современной неоклассической школы или экономикс, поскольку именно это изложение господствует в современных учебниках для средней и высшей школы.

Любому человеку (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно приходится заниматься экономической деятельностью и сталкиваться с широким кругом экономических проблем. Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов, с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей — с другой стороны. Данное противоречие носит универсальный характер и присуще любой экономической системе и любому субъекту экономической системы. Действительно, потребитель из-за ограниченности своего дохода не может обладать всеми желанными для него товарами и услугами. Фирма вынуждена определять приоритетные направления своего развития и отказываться от всех других проектов. Государство ограничивает сферу своей социальной политики строго определенными направлениями, поскольку не может финансировать одновременно и в полном объеме и фундаментальные научные исследования, и спорт, и армию, и медицину, и все прочее. Иными словами, любой человек, семья, фирма или государство независимо от уровня своего развития ограничены в своих возможностях из-за недостаточности имеющихся ресурсов (экономисты называют это бюджетным ограничением). И хотя за многовековую историю человечество существенно расширило рамки этих ограничений, однако полностью снять их невозможно.

Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет экономической теории, как это видит современная неоклассическая экономическая школа или экономикс. Исходя из такого видения хозяйства, как объекта исследования, экономикс формирует следующие вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить? То есть, как использовать ограниченные ресурсы наиболее эффективно, чтобы удовлетворить максимально потребности людей. Но при этом полного удовлетворения потребностей достичь в принципе невозможно.

Мы сказали ранее, что противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами носит универсальный характер. Это не совсем верно. Отдельные люди и группы людей смогли для себя разрешить это противоречие. Так еще Аристотель различал эйкономию и хрематистику и то, что мы сейчас называем экономикой он называл именно хремастикой – наукой о бессмысленном безграничном накоплении богатств. А эйкономия по Аристотелю – это наука о производстве благ, удовлетворяющие естественные, нормальные потребности человека и общины. А человеку не нужно тонны еды, чтобы наестся, двадцать курток, чтобы согреться и десять домов, чтобы в них жить. Это бессмыслица. Но после Аристотеля победила иная точка зрения на мотивы хозяйственной деятельности людей как стремление к неограниченному богатству и потреблению. В древности и в средние века, а ныне в Индии жили и живут аскеты – люди по религиозным основаниям жестко ограничившие свои материальные потребности, переключившись на потребности духовные, для удовлетворения которых количество материальных вещей не носит принципиального характера. Религиозному аскету достаточно было и одного святого писания. В средние века существовал монашеский орден францисканцев, в уставе которых было указано, что монах ничего вообще не мог иметь в собственности, кроме одежды, посоха и кружки для подаяния. Вспомните, кому принадлежит такой ответ на вопрос очень богатого и могущественного владыки: что я могу для тебя сделать (что тебе нужно)? – Отойди, ты заслоняешь мне солнце. Это был Диоген, философ, выбравший в качестве жилища бочку. По легенде Александр Македонский затем сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Однако для большинства людей и человечества в целом потребности остаются бесконечными, и сохраняется противоречие между бесконечными потребностями и ограниченными ресурсами.

Рассмотрим основные понятия в рамках предмета экономической теории с точки зрения экономикс. Это потребности, блага и ресурсы.

Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности или группы. Потребности человека бесконечны. Чтобы обосновать этот тезис рассмотрим наиболее известную классификацию потребностей, данную американским психологом Абрахамом Маслоу и называемую сейчас Пирамидой Маслоу. В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел.

Рассмотрим классификацию благ по двум признакам: полезность – бесполезность, редкость – неограниченность (схема). В первом квадранте находятся экономические блага, которые подразделяются на продукты и ресурсы. Продукты – блага, непосредственно удовлетворяющие потребности человека. Ресурсы – блага удовлетворяющие потребности людей косвенно, поскольку могут быть превращены в продукты. Скажите, верна ли логическая цепочка: А питает Б, Б питает С, следовательно А питает С? Логическая цепочка может быть признана истинной, если при подстановке любых конкретных вещей вместо букв истинность вывода сохраняется. Земля питает растения, растения питают человека, но земля НЕ может напитать человека. Один писатель приводит пример, что во время голода китайские крестьяне ели землю и умирали в страшных мучениях (гнойный перитонит). Логическая цепочка не верна непосредственно. Но чтобы иметь пищу люди должны обрабатывать землю, выращивая растения. Таким образом, земля полезна людям и представляет важнейший ресурс. Земля имеет цену, поскольку имеют цену плоды растений. Если бы люди могли питаться солнечным светом, то весьма вероятно, что земля не имела бы никакой ценности и относилась бы к бесплатным благам, а не к ресурсам. В остальных квадрантах находятся бесплатные блага. Блага в этой классификации могут переходить из одного квадранта в другой. Например, крысы – благо неограниченное и не слишком полезное. Однако черные норвежские крысы, используемые в медицинских экспериментах, требуются в огромном количестве и специально выращиваются, имеют цену и, следовательно, относятся к экономическим благам. Можно также привести пример, данный К. Менгером в отношении лесов. А в 80-е годы на улицах мегаполисов Японии появились автоматы с кислородными масками. Приведите собственные примеры.

Ресурсов огромное разнообразие. Поэтому их объединяют в крупные группы, называемые факторами производства (формы их оплаты):

ü Труд (заработная плата);

ü Капитал (процент);

ü Земля, или природные ресурсы (рента);

ü Предпринимательские способности (нормальная прибыль);

ü информация, ноу-хау;

ü знания, или управленческие способности.

Первые четыре фактора производства выделялись еще классической школой.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ.

Капитал включают в себя всю совокупность благ, созданных прошлым трудом человека. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты и т.п., используемые для производства и транспортировки товаров и оказания услуг. Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента привлечения реального капитала в процесс производства.

Земля охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилищную застройку, а также полезные ископаемые, водные ресурсы, леса.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

ü организовать производство путем соединения факторов производства;

ü принимать основные решения по ведению бизнеса;

ü рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность в условиях рынка связана с неопределенностью, а прибыль не гарантирована;

ü быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Ограниченность экономических ресурсов носит и абсолютный, и относительный характер. Абсолютная ограниченность состоит в доступности для человечества только, того, что находится на поверхности земного шара (самая глубокая скважина достигает только 12 км). Совершенно недоступно для человека все, что находится в глубоком космосе. Пример с открытием астрономов в созвездии «Пояс Ориона».

Относительная ограниченность ресурсов имеет еще большее значение. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими бесконечными потребностями. Относительная ограниченность ресурсов находит выражение и в том факте, что цена продукта (5 тысяч рублей) может быть ниже цены потраченных ресурсов (10 тысяч рублей). Такой бизнесмен вскоре разорится, а его бизнес закончится. Подумайте, как это вообще возможно? Ведь ресурс полезен не сам по себе, а только через продукт! Ответ в том, что ресурсы могут быть использованы для производства самых разных продуктов. И, использовав ресурс для производства продукта ценой в 5 тысяч рублей, вы не дали его использовать для производства другого продукта, ценой именно в 10 тысяч рублей. Этот пример позволяет ввести понятие альтернативных издержек, как цены наилучшего непроизведенного продукта. Таким образом, наличие альтернативных издержек – это одно из проявлений относительной ограниченности ресурсов. Еще один пример – стоимость лунных булыжников, привезенных на землю в десятки раз превысила стоимость бриллиантов такого же веса. Поэтому все в космосе, даже доступное нашей технике, на самом деле нам недоступно, поскольку затраты на их добычу и доставку несоизмеримо выше их ценности (кроме разве что научной ценности).

Наши рекомендации