Уровень жизни. Система социальной защиты
Населения в РФ.
Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей законодательной базы. В 1999 году Государственная Дума приняла более шестидесяти федеральных законов, регулирующих отношения по поводу установления, организации и непосредственного исполнения социальных обязательств государства, т.е. выстраивается система социальной защиты граждан РФ.
Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.
Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также адресованная отдельным социальным группам. К числу первых обычно относятся: обеспечение эффективной занятости, позволяющей каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и по "потребительской корзине" с учетом дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя; компенсация, адаптация и индексация доходов, развитие отношений социального партнерства. Ко вторым принадлежат: социальная помощь бедным или малоимущим слоям населения целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления.
Категорий получателей социальных благ по обязательствам государства не меньше, чем самих обязательств; в принципе же их число должно быть равным, поскольку каждое конкретизированное социальное обязательство государства всегда ориентировано на столь же конкретную категорию граждан. В Конституции РФ помимо наименования "каждый" (по отношению ко всем гражданам без исключения), называются такие категории граждан, как "трудящиеся" (отдельно "работающие по трудовому договору"), "безработные", "матери", "отцы", "родители или замещающие их лица", "дети", "трудоспособные дети", "нетрудоспособные родители", "получатели социальных пособий", "малоимущие", "нуждающиеся в жилье", "пожилые", "больные", "инвалиды", "потерпевшие от преступлений". Граждане всех этих категорий либо являются получателями отдельных благ по социальным обязательствам государства, либо обязываются последним сделать что-то для других (например, родители по отношению к детям).
Существует сложная система мер, обеспечивающая социальную защиту трудящихся. В нее входят:
1) государственная система организации научно-исследовательских работ и ускорения НТП. Применение современных технологий обеспечивает высокую производительность труда и рациональную занятость;
2) ориентация на развитие новых наукоемких отраслей, также обеспечивающих рациональную занятость;
3) реформирование оборудования с целью обеспечения производства квалифицированной рабочей силой;
4) увеличение потребления, введение индексации доходов в случае роста цен из-за инфляции, установление минимальной заработной платы;
5) переподготовка кадров;
6) обеспечение оперативной информации о потребности в рабочей силе;
7) установление пособия по безработице и четкого порядка по его выплате.
При социальной защите населения обеспечивается также ряд экономических, правовых и благотворительных мер:
1) может быть осуществлен переход на сокращенный рабочий день;
2) предусматриваются налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование и благотворительные фонды.
В России система мер по социальной защите населения только складывается. Много нерешенных проблем возникает в связи с разгосударствлением и приватизацией. Предприятие может быть продано коллективу, преобразовано в акционерное общество и продано на аукционе. Новый собственник в соответствии с законом о собственности по своему усмотрению распорядится своим имуществом и судьбами занятых на предприятии работников.
В последнее время проделана большая работа по социальной защите населения:
1) создана служба занятости;
2) создан государственный фонд занятости;
3) финансируется подготовка и переподготовка высвобожденных работников;
4) местные органы власти в целях обеспечения временной занятости организуют общественные работы;
5) работник, потерявший работу, может получать стипендию, пособие по безработице или другие материальные выплаты.
Сейчас легализуется реально существовавшая безработица. Рынок положил начало новым трудовым отношениям, сделал экономически невозможной нерациональную занятость, предъявил спрос на рабочую силу определенного качества. Поэтому меры по социальной защите населения следует разделить на долговременные (стратегические) и временные (тактические).
К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость. Сюда относятся:
1) создание качественно нового производственного аппарата для всех отраслей. Резкое сокращение ручного труда;
2) полная механизация и автоматизация агропромышленного комплекса. Создание современной базы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;
4) укрепление материальной базы и совершенствование системы образования и подготовки кадров. Подготовка кадров по новым перспективным профессиям;
5) развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно здравоохранения и сферы услуг.
Эти меры необходимы для становления интенсивного воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов.
Социальная защищенность населения должна проявляться прежде всего в создании условий для эффективного труда, чтобы работник бал удовлетворен трудом и заработной платой.
К тактическим мерам социальной защищенности населения следует отнести:
1) организацию профессиональной переподготовки работников в связи с разгосударствлением, изменением профиля работы предприятия, конверсией;
2) социальную защиту временно не занятых работников в форме пособий по безработице;
3) расширение личной свободы человека, ликвидация всяких ограничений в развитии и использовании своих способностей к труду. Это должно проявиться в ликвидации прописки, в ликвидации привязанности к определенному месту работы и жительства в связи с очередью на квартиру, на получение места в детском саду, в снятии ограничений для выезда за границу.
Экономические изменения в России сформировали сложные социальные задачи, естественной формой разрешения которых является в том числе и рынок труда. Прежде всего речь идет о появлении открытой безработицы. Она несет такие социальные издержки, которые не могут быть компенсированы несколькими выплатами.
Во многих странах наиболее распространенной является социальная помощь безработным. Она включает:
1) пособия по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь безработным. В США пособия по безработице составляют около 50% заработка; В Германии - 63-68; во Франции - 70; в Японии - 60-80%.
2) помощь по безработице. Это второй этап помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (во Франции - от 65 до 130 франков на одного человека в день), в других, как и пособие по безработице - долю заработка (в Германии - 56-58%), а в некоторых странах, в частности в США и Японии, ее вообще нет;
3) оплата пользования отдельными коммунальными услугами. Если человек не работает и не получает по каким-то причинам пособия или помощи по безработице, или уже кончил их получать, а работы найти не удается, то государство выделяет ему денежные средства для оплаты, например, пользования общественным транспортом, для погашения квартирной платы. Эти выплаты меньше, чем пособие или помощь по безработице, но зато они выделяются без ограничения срока.
В мировой практике действует "Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы", принятая Международной организацией труда. она была принята в 1994 г. Сейчас она пересмотрена и ратифицирована многими государствами мира. Конвенция стала актуальной и для России, поскольку у нас появилась безработица. В конвенции имеются следующие разделы: 1) общие положения; 2) содействие продуктивной занятости; 3)охватываемые случаи; 4) лица, подлежащие защите; 5) методы защиты; 6) пособия, подлежащие выплате; 7) специальные положения для лиц, впервые обращающихся с заявлением о трудоустройстве; 8)юридические, административные и финансовые гарантии и т.д.