III. Изучение нового материала. 1. Б е с е д а «Пищевая сеть дубового леса».
1. Б е с е д а «Пищевая сеть дубового леса».
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения.
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Каких животных заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.)
Учитель крепит на дуб изображения этих животных.
– Кто охотится на этих животных?
– Объедините их в цепь питания:
– Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их.
– А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.)
– Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть.
– Что же произойдет, если дуб срубят?
Ч т е н и е т е к с т а (с. 100).
– Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
2. Э к о л о г и ч е с к а я п и р а м и д а.
– Отгадайте з а г а д к и:
1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь.)
2. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
3. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Учитель выставляет н а д о с к е к а р т о ч к и:
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!
Получилась экологическая пирамида.
– Рассмотрите рисунок (с. 103).
IV. Закрепление.
Р а б о т а в г р у п п а х.
– Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса.
V. Итог урока.
– Что такое пищевая сеть?
– Что такое экологическая пирамида?
– Прочитайте вывод (с. 104).
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200).
У р о к 24
размножение и развитие животных
Цели:познакомить с размножением и развитием животных (насекомые, рыбы, земноводные); воспитывать бережное отношение к детенышам животных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. В о п р о с ы:
– Какие животные обитают в дубовом лесу?
– Как они связаны с дубом?
– Что такое сеть питания?
– Что такое экологическая пирамида?
2. З а с л у ш и в а н и е с о о б щ е н и й о жуке-олене, о белках, о кабанах.
Рассказы сопровождаются демонстрацией и описанием цепей питания каждого животного.
II. Введение в тему урока.
– Сегодня мы продолжаем знакомство с жизнью животных и узнаем, как размножаются и развиваются насекомые, рыбы и земноводные. С размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки.
ЗОРЬКА
Всю зиму висят в укромных местах на деревьях и кустарниках зеленые куколки.
Но вот пригрело теплое майское солнышко, оболочка у них лопнула, и появились похожие на огоньки небольшие бабочки. Они красивые: белые, с ярко-оранжевыми кончиками передних крыльев.
«Скоро будет веселое и яркое лето!» – извещают бабочки всех, кто им встретится.
«Раз летает Зорька, значит, кончается весна и начинается лето красное», – улыбается белогрудая Сорока.
Примета такая. Словно живой огонек, сверкает бабочка над цветами в самом начале лета, на зорьке. Потому так и назвали бабочку.
В. Зотов
– Как появляются зорьки?
Учитель вывешивает на доске с х е м у «Развитие бабочки»:
Яйцо ® личинка ® куколка ® бабочка
– Но не у всех насекомых бывает куколка. Изучите развитие кузнечика по рисунку в учебнике (с. 105).