Перечень вопросов, включаемых в билеты экзамена
1. Микроэкономика как совокупность отношений. Предмет, субъекты и объекты современной микроэкономики. Теория рациональных решений.
2. Методология, общенаучные методы и принципы познания микроэкономики. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход.
3. Частные приемы исследования современной микроэкономики. Моделирование, графики и эксперимент. Пофакторный анализ.
4. Теоретические основы и функции современной микроэкономики. Позитивный и нормативный анализ.
5. Суверенитет потребителя и гипотеза о рациональном поведении. Процесс насыщения потребности как фактор формирования полезности.
6. Внутренние и внешние бюджетные ограничения домашнего хозяйства. Реальная платежеспособность и бюджетная линия. Воздействие дохода и цен на сдвиг бюджетной линии.
7. Определение оптимального потребительского выбора. Характеристика точки потребительского оптимума. Теория выявленных предпочтений.
8. Эффект замены и эффект дохода. Равенство Слуцкого. Общий эффект.
9. Рост денежного дохода домашнего хозяйства и изменение потребительского выбора.
10. Кривая «доход – потребление». Динамика дохода домашнего хозяйства и величина спроса. Кривые Торнквиста и эластичность спроса по доходу.
11. Предприятие и современные теории фирмы. Критерии классификации предприятий. Частное и государственное предприятие.
12. Имущество и капитал предприятия. Производственная мощность. Современные организационно-правовые формы предприятия.
13. Управление предприятием и управление персоналом. Типы и варианты управленческих структур. Персонал предприятия и его профессионально-квалификационная структура.
14. Бизнес, предпринимательство и коммерческая деятельность. Современная концепция бизнеса.
15. Экономическое содержание коммерческого и хозяйственного расчета. Коммерческий расчет как модель хозяйствования частного предприятия.
16. Динамика издержек производства в кратковременны период. Графический и алгебраический метод анализа.
17. Динамика издержек производства в долговременный период. Специфика долговременного периода и изменение масштаба производства. Проблема определения оптимального размера предприятия.
18. Максимизация дохода предприятия – совершенного конкурента.
19. Доход как экономическая категория. Прибыль предприятия и ее экономическая природа.
20. Максимизация прибыли предприятия в долгосрочном и краткосрочном периодах.
21. Рентабельность как отражение эффективности производства. Показатели рентабельности или степени доходности производства
22. Формирование объема предложения предприятия и отрасли в условиях совершенной конкуренции. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли.
23. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Совершенная конкуренция и эффективность.
24. Рынок продукта и факторы его структуризации. Два типа рыночной структуры. Факторы структуризации рынка. Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры. Функции совершенной конкуренции.
25. Функции отраслевой и межотраслевой конкуренции. «Крест конкуренции» в отрасли.
26. Доминирующее положение на рынке продукта как объективная основа несовершенной конкуренции. Признаки, причины доминирования.
27. Монополизм как основная черта несовершенной конкуренции. Содержание и формы проявления монополизма.
28. Экономическая природа чистой монополии. Рынок абсолютной монополии. Абсолютная монополия и убытки.
Эластичный спрос как ограничитель власти чистой монополии.
29. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде. Формирование абсолютной монополией сверхприбыли при неэластичном спросе по цене. Стратегический выбор чистой монополией объема продаж.
30. Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде. Стратегия ценовой дискриминации.
31. Последствия господства абсолютной монополии. «Потери мертвого груза». Возникновение Х-неэффективности. Регулирование деятельности абсолютной монополии.
32. Олигополия и особенности ее поведения на рынке продукта. Модели формирования рыночной цены.
33. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. Кооперативная и некооперативная стратегия олигополии.
34. Монополистическая конкуренция и дифференциация продукта. Теория монополистической конкуренции. Содержание монополистической конкуренции.
35. Значение дифференциации продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация. Реальная и мнимая дифференциация продукта.
36. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном (долгосрочном) периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков). Безубыточность фирм.
37. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
38. Общая характеристика рынка ресурсов и специфика функционирования. Взаимодействие спроса и предложения экономического ресурса. Условия обеспечения рыночного равновесия. Принцип производности спроса на ресурс.
39. Общая характеристика равновесного рынка экономического ресурса. Изменение экономических условий хозяйствования и формирование нового равновесия.
40. Факторный доход и экономическая рента продавца ресурса. Содержание факторного дохода.
41. Функции и структура современного рынка труда. Субъекты и объекты рынка труда. Наем рабочей силы. Условия превращения рабочей силы в товар.
42. Спрос на труд со стороны работодателя. Межотраслевая конкуренция на рынке труда. Объем и динамика спроса на труд.
43. Предложение услуг труда со стороны домашнего хозяйства. Простая модель предложения труда. Семейные решения о предложении труда. Границы рабочего времени и досуг.
44. Функционирование рынка труда в условиях несовершенной конкуренции. Последствия монополизации рынка труда. Монополист-работодатель и монополист-работополучатель.
45. Вопросы функционирования современного рынка труда. Две модели функционирования рынка труда. Роль минимальной заработной платы.
46. Особенности функционирования рынка труда в национальной экономике Беларуси. Формирование в Беларуси нового рынка труда.
47. Рынок капитала и его структура. Физический капитал как объект купли и продажи на рынке экономических ресурсов. Определение физического капитала и капитального актива. Определение цены услуги капитала.
48. Арендные отношения. Арендная плата. Экономические соображения арендатора при определении величины арендной платы. Лизинг. Определение рыночной цены капитального актива. Дисконтированная стоимость.
49. Спрос на капитал и инвестиции. Оптимальный объем инвестиций. Предельная норма окупаемости инвестиций и спрос на инвестиции.
50. Спрос и предложение на рынке денежного капитала. Процент как цена денежного капитала. Формы привлечения денежного капитала предприятием.
51. Предложение денежного капитала. Источники предложения. Сбережения домохозяйств как основной источник предложения капитала.
52. Рынок корпоративных ценных бумаг и его инфраструктура. Цена акции и облигации. Необходимость и функции рынка ценных бумаг. Структура фондового рынка и виды ценных бумаг. Акции и облигации.
53. Особенности функционирования рынка земли. Цена земли как бессрочного актива. Полезные и экономические свойства земли. Формирование спроса на землю.
54. Формирование объема предложения земли. Формы сделок с землей. Аренда земли. Взаимодействие спроса и предложения на землю. Коррекция объема предложения земли как капитального актива. Цена земли.
55. Особенности формирования рынка земли в условиях современной Беларуси.
56. Природа внешнего эффекта. Содержание, направления и виды внешнего эффекта. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Влияние внешнего эффекта на достижение отраслевого конкурентного равновесия. Основные способы их преодоления.
57. Рыночное равновесие в конкурентной отрасли. Воздействие положительного внешнего эффекта на отраслевое равновесие. Основные подходы к решению проблемы внешних эффектов.
58. Интернационализация внешнего эффекта. Использование корректирующих налогов и субсидий. Потенциал частной собственности. Воздействие корректирующего налога.
59. Теорема Коуза и условия эффективной реализации права частной собственности на ресурс. Механизм реализации права собственности при решении проблемы отрицательного внешнего эффекта.
60. Государственное регулирование внешних эффектов в современных условиях. Стандартизация выбросов и аукционная распродажа разрешений.
61. Основные виды экономических благ. Природа частного и общественного блага. Два критерия классификации экономических благ. Конкурентность в потреблении
62. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
63. Общее и частичное равновесие при производстве чистого общественного блага. Проблема производства (предложения) общественного блага.
64. Провалы рынка и способы предоставления общественных благ населению. Теория «достойных благ». Роль государства как посредника на рынке общественных благ. Выдвижение концепции «достойных благ».
65. Информация и ее роль в рыночной экономике. Содержание и виды асимметрии информации в условиях рыночной экономики. Содержание рыночной неопределенности.
66. Влияние скрытых качеств на функционирование рынка продукта. Варианты обнаружения ситуации «скрытого качества». Механизм разрушения рынка продукта и формирование «рынка лимонов».
67. Влияние скрытых действий на состояние и эффективность рынка. Содержание скрытого действия. Проблема «принципал – агент». Возникновение морального риска.
68. Реакция государства на возникновение асимметрии информации. Общая позиция государства как гаранта.
69. Расширенное частичное равновесие с позиций микроэкономики. Содержание общего равновесия и проблема эффективности. Содержание частичного равновесия и его варианты.
70. Достижение общего равновесия в экономике чистого обмена. Диаграмма Эджворта. Содержание «экономики чистого обмена». «Ящик Эджворта».
71. Эффективность экономики чистого обмена. Кривая оптимальных сделок. Достижение совокупной эффективности. Определение точки эффективного обмена.
72. Обеспечение эффективности распределения ресурсов и структуры объема выпуска. Исходные условия поиска критерия эффективности в производстве.
73. Экономическая теория благосостояния. Факторы, препятствующие достижению эффективности. Первая теорема экономики благосостояния. Вторая теорема экономики благосостояния
74. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
75. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.
76. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Теория поиска ренты. Политико-экономический цикл.
77. Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику. Необходимость и пределы микроэкономического регулирования.