Основные параметры федерального бюджета
Показатель | 2010 (отчет) | 2011 (оценка) | 2012 (проект) | 2013 (проект) | 2014 (проект) |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего | 8 305,4 | 11 211,3 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 |
В том числе: | |||||
нефтегазовые | 3 830,7 | 5 579,3 | 5 574,9 | 5 645,8 | 6 127,2 |
ненефтегазовые | 4 474,7 | 5 632,0 | 6 205,0 | 7 060,1 | 7 964,6 |
Расходы, всего | 10 117,5 | 11 019,4 | 12 656,4 | 13 730,6 | 14 582,9 |
В том числе: | |||||
Обслуживание государственного долга | 280,3 | 266,6 | 388,4 | 482,3 | 579,2 |
Условно утвержденные расходы | - | - | - | 343,3 | 833,6 |
Дефицит | -1 812,1 | 192,0 | -876,6 | -1 024,7 | -491,1 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего | 18,5 | 21,0 | 20,1 | 19,6 | 19,4 |
В том числе | |||||
нефтегазовые | 8,5 | 10,5 | 9,5 | 8,7 | 8,4 |
ненефтегазовые | 10,0 | 10,6 | 10,6 | 10,9 | 11,0 |
Расходы, всего | 22,5 | 20,7 | 21,6 | 21,2 | 20,1 |
В том числе | |||||
Обслуживание государственного долга | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
Условно утвержденные расходы | - | - | - | 0,5 | 1,1 |
Дефицит | -4,0 | 0,4 | -1,5 | -1,6 | -0,7 |
Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.
Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;
- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
- поддержке инновационного и инвестиционного развития.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.