Допущения и ограничения при моделировании поведения потребителя
В микроэкономике
1Полная информированность о полезности, ценах, доле в доходах2Стремление к максимизации совокупной полезности приобретаемого набора благ.3.Личная свобода выбора4Множественность видов потребления (насыщенность и многообразие рынков потребительских благ)5Ненасыщенность потребностей
6Склонность к субституции7Транзитивность (постоянство и согласованность вкусов)8Бюджетное ограничение у всех потребителей9Цена на благо не зависит от изменения количества его покупок одним потребителем
2а) В условиях абсолютной монополии благосостояние общества меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, т.к. монопольная цена выше предельных издержек, а объем выпуска меньше, при этом не достигается минимум средних издержек.
б) Проблемы «Х – неэффективности» монополиста, когда фактический график AC проходит выше минимально возможных издержек, что связано с бесхозяйственностью, расточительностью, отсутствием стимулов к снижению затрат, воровством, неэффективным менеджментом и слабой мотивацией персонала, затратами на создание стратегических барьеров.
в) Ценовая дискриминация.
г) Усиление дифференциации в доходах.
д) Снижение свободы выбора потребителя и производителей.
е) Эксплуатация потребителей, поставщиков и наемных работников за счет навязывания им дискриминационных контрактов.
ж) Торможение НТП.
Билет 6
1. Eps(Эл спр предложения) – показывает насколько процентов изменится величина предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены на рынке.
Eps=Изменение величины предложения ( в %)/изменение цены товара (в %)
Eps= ; где Q – количество товара, предлагаемого на рынке
Факторы эластичности предложения:
- наличие дополнительных ресурсов и их мобильность между отраслями;
- степень специфичности применяемых ресурсов;
- время на поиск и привлечение дополнительных ресурсов или на избавление от избыточных
2 Фирма и отрасль – равновесие в краткосрочный период (все ценовые факторы спроса и предложения постоянны).граф
При наличии экономической прибыли в отсутствии барьеров в отрасль со временем будут привлечены новые фирмы, а старые – расширят применяемые мощности. В результате рост предложения собьет цену и сократит прибыль до нормальной.граф
В ситуации экономических убытков произойдет отток фирм с рынка, предложение сокра-тится, цена вырастет и убытки оставшихся фирм будут преодолены.граф
В результате, долгосрочное равновесие фирмы при совершенной конкуренции достигается при объеме выпуска, обеспечивающей получение только нормальной прибыли, включаемой в AC.
P=MC=minAC – условие долгосрочного равновесия фирмы.
Билет 7
1. Полезность (utility) – субъективная оценка потребителя способности единицы блага удовлетворять потребность. Это мера удовлетворения субъекта от потребления блага или выполнения действия.
Полезность → ценность →стоимость
Кардиналистская (абсолютная) Теория полезностиУ.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас, А.Маршалл считали, что потребитель может оценить полезность в абсолютных величинах (ютилях) как одной единицы блага, так и любого их набора.Функция общей полезности набора благ TU = F (Qa, Qb, …. Qz), где Qa, Qb, …. Qz - объемы потребления благ A, B,….Z в единицу времени.
TU (total utility) – непрерывная, нелинейная функция, дифференцируемая в любой точке.
MU (marginal utility) – предельная полезность, показывает прирост общей полезности, получаемый потребителем от одной дополнительной единицы блага в непрерывном акте потребления (при условии, что все единицы потребляемого блага однокачественны и объем потребления остальных благ постоянен).
,это первая производная функции общей полезности, показывает направление и темп ее роста.Законы Госсена:1)в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает (закон убывающей предельной полезности).2) полезность, получаемая от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага должна быть одинакова для всех благ.Условия равновесия потребителя.Потребитель находится в равновесии (нет стимула менять структуру приобретаемого набора благ), когда при ограниченном доходе он получает максимальную совокупную полезность набора.
Функция общей полезности максимизируется, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар и т.д.), затраченный на приобретение любого блага приносит ему одинаковую предельную полезность
где 1,2,…n – виды потребляемых благ
P1, P2, …Pn – их цены
MU1, MU2,…MUn – их предельные полезности
2 Ценовая дискриминация – продажа одинакового товара по разным ценам, причем эта разница не обусловлена различиями в издержках производства.
Условия проведения 1Монопольное (доминирующее) положение продавца, хорошо информированного о спросе и рынке в целом. 2 Отсутствие у потребителя возможности перепродать товар (поэтому объектом ценовой дискриминации чаще становятся услуги).Различия в ценах могут зависеть от:а) качества товара в глазах потребителя(места в кино,стадионы);б) объем потребления(оптовые покупки);
в) дохода покупателя(высок доход-высокие цены);г) времени покупки.(билет в кино)
Типы ценовой дискриминации (по А.Пигу)
1.Ценовая дискриминация первой степени (совершенная) – на каждую единицу блага устанавливается цена спроса и в виде монопольной прибыли присваивается весь избыток потребителя граф
Каждому потребителю устанавливается максимальная цена, которую он готов заплатить.2. Ценовая дискриминация второй степени – цены блага одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема (сезона, времени дня, места)гр
Делятся на группы товара.3Ценовая дискриминация третьей степени – разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретенная конкретным покупателем оплачивается им по одной цене.гр Делятся на группы покупатели (разная эластичность спроса).
Билет 8
суды, департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономического развития РФ и т.д.)
Объектами антимонопольного регулирования являются все рынки и сферы деятельности, кроме сфер государственной монополии, монополии профсоюзов на рынке труда, монополии на основе действия авторских прав и патентов, в сельхоз производстве.Значение антимонопольной политики в нейтрализации за счет государственной власти рыночной власти монополиста, и в приближении результатов функционирования рынка к конкурентным.
Билет 9
1. При условии изменения номинального дохода или изменения цен на оба блага в равной степени, бюджетная линия будет сдвигаться параллельно своему предыдущему положению. Соединив все точки возможного равновесия потребителя получим кривую Энгеля (кривую «доход- потребление»)гр
Кривая Энгеля (YС) –иллюстрирует зависи мость_между потреблением благ и реальным доходом потребителя. Для разных благ она имеет разный наклон графики
При условии неизменного номинального дохода и цены на одно благо, при изменении цены на другое бюджетная линия будет менять угол наклона. Соединяя новые точки равновесия потребителя, получаем кривую «цена-потребление».граф
Пусть снижается Px , а Py и Y остаются неизменными. Бюджетная линия начнет вращаться против часовой стрелки вокруг т. A. Равновесие потребителя начнет смещаться в сторону роста потребления подешевевшего товара, что объясняет динамику убывающего графика функционального спроса на товар X.
2. Капитал – совокупность воспроизводимых благ производственного назначения. Как фактор производства очень неоднороден.
Рынок оборотного капитала (сырья, п/ср, ГСМ, мелких универсальных орудий труда) можно описать, как обычный рынок, с учетам, что спрос на него очень низко эластичен, вторичен, жестко определен имеющимся запасом производственных мощностей и технологий.
Рынок пассивного основного капитала (здания, сооружения) – описывается рентным подходом.
Рынок активного основного капитала (машин, оборудованных комплексов) описывается с учетом того, что спрос со стороны фирмы определяется оценками предельного продукта капитала в денежном выражении, а предложение находится под влиянием монополии (олигополии).Оценкой эффективности (рациональности) краткосрочных вложений своих и заемных денежных средств в инвестиционный проект является внутренняя норма окупаемости инвестиций.
ВНОИ(в %) = Предельная чистая прибыль за период / Стоимость инвестиционного проекта• 100%
Предельная чистая прибыль – это прирост прибыли (в связи с ростом выручки или экономии издержек за вычетом текущих эксплуатационных расходов), полученный от внедрения инвестиционного проекта.
Правило частного инвестирования: ВНОИ ≥средней ставке ссудного процента.
При долгосрочных инвестициях возникает проблема приведения ценности будущих доходов, полученных за много лет службы оборудования, к их сегодняшней ценности.
Дисконтирование – определение сегодняшней ценности будущих денежных поступлений при существующей ставке процента
где - фактор дисконтирования; Vp – сегодняшний аналог суммы ; r - ставка процента;
t - номер года , поступления дохода Vt
Вкладывая сегодня определенную сумму денег (I) в инвестиционный проект фирме нужно определить, окупится ли он за весь период службы капитала и будет ли рентабельным. Чистая дисконтированная стоимость (NPV) – это превышение суммы всех дисконтированных будущих доходов от инвестиций над затратами в связи с ними. Рациональная фирма реализует те проекты, NPV которых больше нуля (экономическая прибыль).
Билет 10
1. Производство – деятельность по преобразованию факторов в конечную продукцию. При заданном объеме факторов рациональный производитель стремится максимизировать результат (объем выпуска, выручку, прибыль); при заданном выпуске – минимизировать затраты.
Затраты(ресурсы)→Производство(община, домохозяйство,фирма)→Результат Экономическая_деятельность_производителя_описывается_производственной функцией:
Q=f(F1,F2,…Fn), где Q – объем выпуска в_штуках;F1количество_использованного фактора f1 в единицах;Fn – количество использованного фактора fn.Если F1 – переменный фактор, величину его использования производитель может легко изменить, а остальные факторы – постоянные, то в краткосрочный период будет наблюдаться закон убывающей предельной производительности переменного фактора (убывающей отдачи или доходности). Табл
Пусть труд (L) – переменный фактор, земля и капитал – постоянные. Все единицы переменного ресурса – однокачественные, применяемые технологии – неизменны. При заданных условиях при росте выпуска (ТР) за счет все большего применения труда каждая его дополнительная единица дает все меньший прирост выпуска, что проявляется в снижении как предельной, так и средней производительности труда.
2 Рыночная структура –совокупность связей между элементами рынка (продавцами, покупателями – реальными и потенциальными, их влияние на цену, объем продаж, темпы внедрения НТП, качество продукции и продажных_услуг).Структура→поведение → результат
Структурообразующие элементы:Тип продукции.,Наличие и высота барьеров для входа (выхода).
Степень концентрации продавцов (покупателей).Основные типы рыночных структур (по продавцам):
1.Структурообразующий_фактор2.Совершенная_конкуренция3.Монополистическая конкуренция4. Олигополия
5. Абсолютная монополия1.1. Тип продукта1.2. Однородный, очень схожий1.3. дифференцированный
1.4. однородный и дифференцированный1.5. Уникальный
2.1.Количество продавцов2.2.Бесконечно много2.3. десятки2.4. несколько
2.5.один3.1. Барьеры для входа (выхода)3.2.Нет3.3. Невысокие, высокие для выхода 3.4.высокие
3.5. Непреодолимые4.1. Эластичность спроса4.2. Совершенная для отдельной фирмы 4.3.средняя 4.4. невысокая 4.5.низкая5.1. Возможность получения экономической прибыли
5.2. и 5.3. Нет в долгосрочном периоде
5.4. и 5.5. Возможность постоянного получения6.1.Результат для общества
6.2. и 6.3Оптимальное или близкое к нему вложение ресурсов, максимум общественного благосостояния (P=MC)6.4 и 6.5Недовложение ресурсов, потери общественного благосостояния (P>MC)
Типы рыночных структур (по покупателям):
Полипсония(много покупателей)
Олигопсония(несколько покупателей)
Монопсония(одиг покупатель)
Двухсторонняя монополия(1покупатель-1продавец)
Билет 11.
2. Олигополия – рынок нескольких продавцов, которые могут жестко конкурировать или договориться и вести себя как подразделения одной фирмы – монополиста. В результате последствия их поведения могут быть близки как к конкурентным, так и к монопольным. Применяется как ценовая, так и неценовая конкуренция, продукция может быть как однородной, так и дифференцированной
Виды_олигополии:1По_степени_координации:- нескоординированная;
- частично скоординированная;
- полностью скоординированная.
2. По концентрации продавцов:
- тесная – CR4 > 70%
- широкая – 40% < CR4 < 70%
3. По типу продукции:
- стандартизируемая;
- дифференцированная.
Особенности олигополии1Немногочисленность продавцов, которые хорошо знают и следят друг за другом.2Их взаимозависимость от поведения друг друга3Высокие барьеры для входа (финансовые, патенты, расходы на НИОКР и др.)4Относительная стабильность цен и преобладание неценовой конкуренции.
Причины возникновения и существования 5Значительный положительный эффект масштаба и внутренняя концентрация.1Слияния и поглощения конкурентов.2Контроль частной собственности над немногочисленными источниками сырья.3Стратегические барьеры.4Антимонопольная политика.
Билет12