Предлагаемая классификация услуг на предприятиях розничной торговли
Признак классификации | Характер услуг | Вид услуги в розничной торговле |
По характеру предоставляемых услуг По степени обязательности (для определенных типов магазинов по утвержденному администрацией территории перечню) По срокам оказания услуг населению предприятиями торговли | Услуги производственного характера (изменение потребительских свойств товара) Услуги непроизводственного характера (обеспечивающие комфортность при продаже товаров) Обязательные услуги (для отдельных типов магазинов) Услуги рекомендательного характера Услуги, оказываемые покупателю в процессе купли-продажи (производственного и непроизводственного характера) Услуги, оказываемые покупателю после продажи товара (производствен ого и непроизводственного характера) | Раскрой тканей, пошив штор, подгонка готового платья по фигуре покупателя, растягивание головных уборов и обуви, прикрепление ремешков и браслетов к часам, установление креплений на лыжах и коньках, мелкий ремонт товаров, проявление фотопленок и печатание фотоснимков, комплектование подарочных наборов и букетов цветов, гравировка изделий, сборка мебели на дому у покупателя, послепродажное обслуживание Прием заказов от населения на товары и организация продажи временно отсутствующих в магазине; доставка товаров на дом; предоставление кабины для зарядки фотоаппаратуры; предоставление кабины или салона для прослушивания и просмотра видеокассет, которые имеются в продаже; отправка купленных товаров посылкой; продажа в кредит; консультация специалистов на дому; гарантийное хранение купленного товара; организация стоянок автомобилей; демонстрация изделий по заказу покупателя и организация выставок-продаж; ознакомление с журналами мод; организация игровых комнат для детей; организация зон отдыха для покупателей; предоставление услуг комнаты матери и ребёнка; приём стекло-посуды на дому Торговля по предварительным заказам, доставка на дом крупногабаритных грузов, организация камер хранения, раскрой тканей, комплектование наборов, обеспечение покупателей дополнительной информацией, оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента, оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (для соответствующих магазинов) Могут быть все услуги производственного и непроизводственного характера Раскрой тканей, пошив штор, подгонка готового платья по фигуре покупателя, растягивание головных уборов и обуви, комплектование подарочных наборов, гравировка изделий, консультация специалистов, предоставление мест в камерах хранения, гарантийное хранение купленного товара, организация стоянок для автомобилей покупателей, прикрепление браслетов к часам, установка креплений к лыжам и конькам, демонстрация изделий, организация отдыха покупателей и их детей Консультационные услуги специалистов по правилам и порядку пользования технически сложными товарами с демонстрацией их в действии, консультация по установке и эксплуатации изделий на дому, оформление интерьера квартиры, сборка и установка мебели на дому, организация гарантийного ремонта изделий по договору, проявление фотопленок определенной фирмы, послепродажное обслуживание |
Согласно первому признаку - классификация по характеру предоставляемых торговлей услуг населению - услуги бывают производственного и непроизводственного характера. Торговые услуги производственного характера являются продолжением процесса производства товаров в торговле, чаще всего изменяют потребительские свойства товара. Услуги непроизводственного характера создают комфортные условия покупателю при выборе и приобретении товара.
Второй признак - классификация по степени обязательности. Бывают услуги обязательного и рекомендательного характера. Перечень обязательных услуг определяется администрацией территории для конкретных типов магазинов. Услуги рекомендательного характера не обязательны к исполнению, но их предоставление покупателям характеризует степень престижности магазина. Перечень обязательных услуг является неотъемлемой частью типизации магазинов.
Третий признак - классификация по срокам оказания услуг. Бывают услуги, оказываемые покупателям в процессе купли-продажи; услуги, оказываемые покупателю после покупки товара и в период его эксплуатации. Они могут быть производственного и непроизводственного характера, обязательными и необязательными.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Предоставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на доходность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от условий для оказания качественных услуг, типа и специализации магазина, его места расположения, квалификации работников. Лишь определенный круг магазинов может расширять предоставление услуг высокого качества. Поэтому перечень услуг должен быть разработан в соответствии с названными требованиями.
Совершенствование услуг не только повышает уровень торгового обслуживания населения, но не способствует появлению в розничной торговле новых форм обслуживания.
На современных розничных торговых предприятиях, на лицо отчетливая тенденция, реализованная уже во многих сетевых магазинах, супермаркетах - открытие различных типов собственных мини - производств (мини-пекарни, кондитерские цеха, салатные цеха, цеха по выработке полуфабрикатов и др.). Примером может послужить супермаркет «Кировский» в Екатеринбурге. Внутри супермаркета действует самостоятельный цех - мини пекарня, выпускающая фирменные булочки по французской технологии, а также для выпечки кондитерских изделий.
Любое мини-производство, созданное при предприятии торговли, можно рассматривать как: самостоятельно хозяйствующий объект, как промоушн – акцию для повышения лояльности покупателей к данному продукту в частности и к торговому предприятию в целом.
Организация собственного производства при торговом предприятии имеет следующие преимущества:
1. возможность производить и продавать собственную уникальную продукцию;
2. гарантированное качество продукции;
3. привлечение покупателей;
4. большая норма прибыла (30- 40%);
5. увеличение продаж других групп товаров.
Немаловажное значение имеют создание при торговых предприятиях, в крупных сетях, торговых центрах сфер услуг соцкультбыт назначения.
В современных магазинах «сэконд хэнд» можно найти не только бывшие в употреблении вещи (обязательно очищенные и обработанные, и хорошего качества), но и новые вещи, не купленные в период сезонных распродаж, и вещи элитного класса из нераспроданных во время коллекций.
«Сэконд хенд» вполне способен удовлетворить потребность в современной одежде высокого качества по низкой цене.
Розничная торговля, развивая и разнообразя формы продаж и форматы предприятийв поисках наиболее эффективных, выгодных, и вместе с тем обогащая, расширяя ассортимент товаров, таким образом формирует и развивает рынок потребительских товаров.