Конфликтные ситуации и пути их разрешения

В деятельности предприятий возникают конфликты. Руководители любых уровней управления оценивают конфликты как плохое и нежелательное явление. В жизни трудового коллектива конфликты - это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, коллектива в целом.

Конфликты не возникают мгновенно. Их зачатки тлеют до поры до времени. Сперва возникает конфликтная ситуация, если её не разрешили вовремя, она перерастает в конфликт. Это можно представить следующим образом: конфликтная ситуация - конфликт - расширяющийся конфликт - всеобщий конфликт.

В деятельности трудовых коллективов различают два типа конфликтов: конструктивные (созидательные) и деструк­тивные (разрушительные). Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведёт к укреплению новой идеи, к прогрессивным изменениям в самой организации. Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества

участников. Потеря рабочего времени от деструктивных, конфликтов и после конфликтных переживаний составляет во время конфликта 3 - 4 часа, в после конфликтных переживаниях - около 2 часов. Производительность труда снижается соответственно на 40 и 20 %.

Конфликт представляет собой столкновение интересов, мнений, позиций, установок и стремлений отдельных личностей (групп), никогда не наступает вдруг: сегодня была тишь - благодать, а завтра всё уже забурлило. Столкновение межличностных интересов - это не сиюминутное явление, оно тянется днями, неделями, а порою месяцами, поэтому, руководителю коллектива необходимо своевременно разрешить возникающую конфликтную ситуацию.

Различают конфликты по их характеру. Они могут быть как экономического, так и социального характера. Конфликт может быть как открытым, так и скрытым.

Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины: это недостатки и упущения в управлении организационной и профес­сиональной деятельности, в санитарно-гигиенической, материально-технической, экономической сферах. Субъективные причины: нарушение служебной этики, нарушение трудового законодательства, несправедливая оценка подчинённых и результатов их труда и др.

В разрешении конфликтных ситуаций ведущая роль принадлежит самому руководителю. Он должен не только знать как предотвратить конфликт, но и иметь представление о существующих тактике и стратегии локализации и разрешении конфликтов. В зависимости от составляющих различают пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Задача 43

В любом коллективе, независимо от форм собственности, форм хозяйствования, возникают определённые трения между различными участниками трудового процесса т.е. конфликты. Природа их возникновения, их сущность и виды в экономической литературе слабо изучены. В основе конфликта по общему признанию лежит много причин. Главные из них это психологические. Последствия конфликтов - это социальные, медицинские, экономические и другие.

Используя исходные данные, приведённые в таблице 9.1., и номер вашего варианта, дайте на них развёрнутые ответы.

Таблица 9.1. Исходные данные

Номер варианта Вопрос
1. Как понимаете категорию «конфликт»? 2. Причины возникновения конфликта
1. Причины возникновения конфликтов 2. Объективные и субъективные причины конфликтов
1. Типы конфликтов в трудовых, коллективах 2. Объективные причины конфликтов
1. Конструктивный конфликт и причины его возникно­вения 2. Субъективные причины конфликтов
1. Понятие категории интересов в конфликтах 2. Правила ведения собрания трудового коллектива при конфликтной ситуации
1. Интересы и их виды в конфликтах 2. Отношение руководителя к выступающим при разре­шении конфликта
1. Экономические интересы и их значение в конфликтах 2. Подготовка собрания трудового коллектива при кон­фликтной ситуации
1. Моральные интересы и их значение в конфликте 2. Роль ведущего собрания трудового коллектива при разрешении конфликта
1. Как вы понимаете «несправедливая оценка труда под­чиненных»? 2. Использование руководителем своего авторитета при разрешении конфликта
1. Деструктивный конфликт и причины его возникнове­ния 2. Условия возникновения конфликтов

Задача 44

В управлении персоналом возникают межличностные интересы, которые оказывают существенное влияние на микроклимат в трудовых коллективах.

Используя приведённые данные в таблице 9.2. и номер своего варианта, дайте на вопросы развёрнутые ответы.

Таблица 9.2. Исходные данные

Номер варианта Вопрос
1. Категория «конфликт» и её определение 2. Конфликты и их разновидности
1. Общественные и личностные интересы в конфликт­ных ситуациях 2. Расширенный конфликт и его значение
1. Личностные интересы при конфликтах 2. Всеобщий конфликт и его значение
1. Формы конфликтов и их значение 2. Горизонтальные конфликты и их роль
1. Открытый конфликт и его роль 2. Вертикальные конфликты и их значение
1. Скрытый конфликт и его познание 2. Управленческие факторы в объективных конфликтах
1. Скрытый и открытый конфликты и их взаимодейст­вие 2. Организационные факторы в объективных конфлик­тах
1. Возникновение конфликтной ситуации 2. Объективные причины конфликтных ситуаций
1. Причины возникновения конфликтной ситуации 2. Профессиональные факторы конфликтов
1. Причины возникновения конфликтов 2. Экономические факторы конфликтов

Задача 45

Переход к рыночной экономике предъявляет новые требования к управленческому персоналу, прежде всего к руководителям. От их знания и умения управлять персоналом во многом зависит микроклимат и экономика предприятия. Особо возрастает роль руководителя при разрешении конфликтных ситуаций. Используя приведённые данные в таблице 9.3. и номер своего варианта, дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.

Таблица 9.3. Исходные данные

Номер варианта Вопрос
1. Роль руководителя в создании в коллективе гармо­ничного микроклимата 2. Санитарно-гигиенические факторы как объективные причины конфликтов
1. Стратегии поведения руководителя в конфликтных ситуациях 2. Субъективные причины конфликтов
1. Стратегия первая поведения руководителя в кон­фликтных ситуациях 2. Нарушение руководителем служебной этики как причина возникновения конфликта
1. Стратегия вторая поведения руководителя в кон­фликтах 2. Нарушение трудового законодательства руководи­телем как причина возникновения конфликта
1. Стратегия третья поведения руководителя в кон­фликтах 2. Причины несправедливой оценки подчинённых и результатов их труда
1. Стратегия четвертая поведения руководителя в кон­фликтах 2. Огульная критика и ее вред как условие возникнове­ние конфликта
1. Стратегия пятая поведения руководителя в конфлик­тах 2. Объективные и субъективные причины конфликтов
1. Причины возникновения конфликтов 2. Скрытый конфликт и его познание
1. Конфликты: причины возникновения, их последст­вия 2. Интересы, их виды и роль
1. Конфликтная ситуация и её воздействие на производительность труда 2. Условия перерастания конфликтной ситуации в конфликт

ЛИТЕРАТУРА

1. Волчик А.П., Матирко В.И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 2002.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Конфликтология: учеб.- М.: Инфра-М, 2000.

3. Кибанов А.Я., Мамея-Заде Т.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. М.: Экзамен, 2004.

4. Кибанов А.И., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. учеб. пособие.- М.: Экзамен, 2004.

5. Полный сборник кодексов Российской федерации.- М.: ЭКСМО.- Пресс. 2002.

6. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Ч. Лопусты.- М.: Инфра.- М, 2004.

7. Управление персоналом: учеб./Под общ. ред. А.И. Турчинова.- М.: Изд-во РАГС, 2002.

8. Управление персоналом организации. учеб./Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: Инфра-М, 2006.

9. Беляцкий Н.П. Управление персоналом.- М.: Интерпрессервис, 2003.

10. Магура М.И. Организация обучения персонала компании.- М.: ЗНО «Бизнес-школа», 2002.

11. Попов С.Г. Управление персоналом.- М.: Осв-89, 20002.

12. Управление персоналом/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- М.: ЮНИТИ, 2005.

13.Ламанов П.И. Управление персоналом в организации.- Краснодар.: Атриум, 2006.

14.Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика.- М.: 2000.

15.Краснодарский край 1937-2007. Юбилейный статистический сборник.- Краснодар,- 2007.

Наши рекомендации