Конфликтные ситуации и пути их разрешения
В деятельности предприятий возникают конфликты. Руководители любых уровней управления оценивают конфликты как плохое и нежелательное явление. В жизни трудового коллектива конфликты - это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, коллектива в целом.
Конфликты не возникают мгновенно. Их зачатки тлеют до поры до времени. Сперва возникает конфликтная ситуация, если её не разрешили вовремя, она перерастает в конфликт. Это можно представить следующим образом: конфликтная ситуация - конфликт - расширяющийся конфликт - всеобщий конфликт.
В деятельности трудовых коллективов различают два типа конфликтов: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведёт к укреплению новой идеи, к прогрессивным изменениям в самой организации. Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества
участников. Потеря рабочего времени от деструктивных, конфликтов и после конфликтных переживаний составляет во время конфликта 3 - 4 часа, в после конфликтных переживаниях - около 2 часов. Производительность труда снижается соответственно на 40 и 20 %.
Конфликт представляет собой столкновение интересов, мнений, позиций, установок и стремлений отдельных личностей (групп), никогда не наступает вдруг: сегодня была тишь - благодать, а завтра всё уже забурлило. Столкновение межличностных интересов - это не сиюминутное явление, оно тянется днями, неделями, а порою месяцами, поэтому, руководителю коллектива необходимо своевременно разрешить возникающую конфликтную ситуацию.
Различают конфликты по их характеру. Они могут быть как экономического, так и социального характера. Конфликт может быть как открытым, так и скрытым.
Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины: это недостатки и упущения в управлении организационной и профессиональной деятельности, в санитарно-гигиенической, материально-технической, экономической сферах. Субъективные причины: нарушение служебной этики, нарушение трудового законодательства, несправедливая оценка подчинённых и результатов их труда и др.
В разрешении конфликтных ситуаций ведущая роль принадлежит самому руководителю. Он должен не только знать как предотвратить конфликт, но и иметь представление о существующих тактике и стратегии локализации и разрешении конфликтов. В зависимости от составляющих различают пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Задача 43
В любом коллективе, независимо от форм собственности, форм хозяйствования, возникают определённые трения между различными участниками трудового процесса т.е. конфликты. Природа их возникновения, их сущность и виды в экономической литературе слабо изучены. В основе конфликта по общему признанию лежит много причин. Главные из них это психологические. Последствия конфликтов - это социальные, медицинские, экономические и другие.
Используя исходные данные, приведённые в таблице 9.1., и номер вашего варианта, дайте на них развёрнутые ответы.
Таблица 9.1. Исходные данные
Номер варианта | Вопрос |
1. Как понимаете категорию «конфликт»? 2. Причины возникновения конфликта | |
1. Причины возникновения конфликтов 2. Объективные и субъективные причины конфликтов | |
1. Типы конфликтов в трудовых, коллективах 2. Объективные причины конфликтов | |
1. Конструктивный конфликт и причины его возникновения 2. Субъективные причины конфликтов | |
1. Понятие категории интересов в конфликтах 2. Правила ведения собрания трудового коллектива при конфликтной ситуации | |
1. Интересы и их виды в конфликтах 2. Отношение руководителя к выступающим при разрешении конфликта | |
1. Экономические интересы и их значение в конфликтах 2. Подготовка собрания трудового коллектива при конфликтной ситуации | |
1. Моральные интересы и их значение в конфликте 2. Роль ведущего собрания трудового коллектива при разрешении конфликта | |
1. Как вы понимаете «несправедливая оценка труда подчиненных»? 2. Использование руководителем своего авторитета при разрешении конфликта | |
1. Деструктивный конфликт и причины его возникновения 2. Условия возникновения конфликтов |
Задача 44
В управлении персоналом возникают межличностные интересы, которые оказывают существенное влияние на микроклимат в трудовых коллективах.
Используя приведённые данные в таблице 9.2. и номер своего варианта, дайте на вопросы развёрнутые ответы.
Таблица 9.2. Исходные данные
Номер варианта | Вопрос |
1. Категория «конфликт» и её определение 2. Конфликты и их разновидности | |
1. Общественные и личностные интересы в конфликтных ситуациях 2. Расширенный конфликт и его значение | |
1. Личностные интересы при конфликтах 2. Всеобщий конфликт и его значение | |
1. Формы конфликтов и их значение 2. Горизонтальные конфликты и их роль | |
1. Открытый конфликт и его роль 2. Вертикальные конфликты и их значение | |
1. Скрытый конфликт и его познание 2. Управленческие факторы в объективных конфликтах | |
1. Скрытый и открытый конфликты и их взаимодействие 2. Организационные факторы в объективных конфликтах | |
1. Возникновение конфликтной ситуации 2. Объективные причины конфликтных ситуаций | |
1. Причины возникновения конфликтной ситуации 2. Профессиональные факторы конфликтов | |
1. Причины возникновения конфликтов 2. Экономические факторы конфликтов |
Задача 45
Переход к рыночной экономике предъявляет новые требования к управленческому персоналу, прежде всего к руководителям. От их знания и умения управлять персоналом во многом зависит микроклимат и экономика предприятия. Особо возрастает роль руководителя при разрешении конфликтных ситуаций. Используя приведённые данные в таблице 9.3. и номер своего варианта, дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.
Таблица 9.3. Исходные данные
Номер варианта | Вопрос |
1. Роль руководителя в создании в коллективе гармоничного микроклимата 2. Санитарно-гигиенические факторы как объективные причины конфликтов | |
1. Стратегии поведения руководителя в конфликтных ситуациях 2. Субъективные причины конфликтов | |
1. Стратегия первая поведения руководителя в конфликтных ситуациях 2. Нарушение руководителем служебной этики как причина возникновения конфликта | |
1. Стратегия вторая поведения руководителя в конфликтах 2. Нарушение трудового законодательства руководителем как причина возникновения конфликта | |
1. Стратегия третья поведения руководителя в конфликтах 2. Причины несправедливой оценки подчинённых и результатов их труда | |
1. Стратегия четвертая поведения руководителя в конфликтах 2. Огульная критика и ее вред как условие возникновение конфликта | |
1. Стратегия пятая поведения руководителя в конфликтах 2. Объективные и субъективные причины конфликтов | |
1. Причины возникновения конфликтов 2. Скрытый конфликт и его познание | |
1. Конфликты: причины возникновения, их последствия 2. Интересы, их виды и роль | |
1. Конфликтная ситуация и её воздействие на производительность труда 2. Условия перерастания конфликтной ситуации в конфликт |
ЛИТЕРАТУРА
1. Волчик А.П., Матирко В.И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 2002.
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Конфликтология: учеб.- М.: Инфра-М, 2000.
3. Кибанов А.Я., Мамея-Заде Т.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. М.: Экзамен, 2004.
4. Кибанов А.И., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. учеб. пособие.- М.: Экзамен, 2004.
5. Полный сборник кодексов Российской федерации.- М.: ЭКСМО.- Пресс. 2002.
6. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Ч. Лопусты.- М.: Инфра.- М, 2004.
7. Управление персоналом: учеб./Под общ. ред. А.И. Турчинова.- М.: Изд-во РАГС, 2002.
8. Управление персоналом организации. учеб./Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: Инфра-М, 2006.
9. Беляцкий Н.П. Управление персоналом.- М.: Интерпрессервис, 2003.
10. Магура М.И. Организация обучения персонала компании.- М.: ЗНО «Бизнес-школа», 2002.
11. Попов С.Г. Управление персоналом.- М.: Осв-89, 20002.
12. Управление персоналом/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- М.: ЮНИТИ, 2005.
13.Ламанов П.И. Управление персоналом в организации.- Краснодар.: Атриум, 2006.
14.Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика.- М.: 2000.
15.Краснодарский край 1937-2007. Юбилейный статистический сборник.- Краснодар,- 2007.