Организация труда
7. Социальная инфраструктура(если имеется на
предприятии).
8. Календарный план по созданию предприятия. Для вновь создаваемых предприятий обязателен календарный план-график, показывающий взаимосвязь основных событий организации деятельности предприятия, например:
1. Окончание НИОКР.
2. Создание прототипа.
3. Достижение договоренности с представителями торговли.
4. Заказ материалов, необходимых для производства первых партий продукта.
5. Начало производства.
6. Получение первых партий заказов.
7. Поставка первых партий товара.
8. Получение первых платежей и поступлений на счет.
План производства.
Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования. Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование – все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес–плане.
Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Главной целью раздела является доказать, что фирма может производить данные товары, с требуемым качеством, в необходимых количествах, в определенные сроки. Иными словами, в данном разделе плана необходимо доказать реальность производства нужного объема товара.
Основными разделами плана являются следующие:
1. Расчет производственной мощности предприятия.
2. определение потребности предприятия в трудовых ресурсах.
3. Расчет необходимого количества материальных, энергетических и других ресурсов.
4. Определение себестоимости продукции, услуг.
5. Характеристика производственного цикла.
6. Сезонные колебания, влияющие на производство и расчет необходимых запасов.
7. Если есть необходимость – обосновать возможность приобретения дополнительных мощностей.
8. Отразить обеспечение экологической и технологической
безопасности.
Финансовый план
Как и всякий финансовый план, финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности (рекомендуется выносить в приложение).
В ряде случаев имеет смысл выполнить анализ безубыточности, показывающий, каким должен быть объем продаж, чтобы фирма не имела убытков. С помощью графика можно определить точку безубыточности.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности. Анализ чувствительности – это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу, сбыт и т. п.
Чистая дисконтированная стоимость – это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта. Дисконтированная стоимость – это определение стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Следует рассчитать дисконтированную стоимость по формуле:
PV = CF / (1 + r)ⁿ, где
PV – дисконтированная (текущая) стоимость проекта;
CF – чистый поток наличности в будущий период времени;
r – ставка процента;
n – число лет, за которое производится суммирование дохода.
Чистая дисконтированная стоимость – это дисконтированная стоимость за вычетом первоначальных инвестиций.
NPV = PV – II, где
NPV – чистая дисконтированная стоимость;
PV – дисконтированная стоимость;
II – первоначальные инвестиции.
Еще одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала. Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направлений использования капитала.
Приложения.
Для того, чтобы не перегружать информационно бизнес – план, следует основную часть табличной информации вынести в приложения. Что именно внести в приложения, автор бизнес-плана решает самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
3. Бизнес-план: Методические материалы. / Под общ. ред. проф.
Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1995.
4. Бизнес-план инвестиционного проекта. / Под общ. ред. академика В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997.
5. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Дело, 1994.
6. Мишин Н.П. Бизнес-план – инструмент предпринимательского менеджмента. – М.: Экономика, 1992.
7. Уткин Э.А. Бизнес-план компании. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2000.
8. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во РДЛ, 2000.
Приложение 1
Образец титульного листа
Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики
Кафедра «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса»