Международная предпринимательская деятельность
Понятие и формы международного бизнеса.Современный этап развития мировой экономики характеризуется интенсивным расширением международной предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, осуществляемой путем научно-технического, производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использования новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.
Субъектами международной предпринимательской деятельности являются ее участники, которые способны эффективно работать, чтобы реализовывать собственные деловые интересы. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» субъектами такой деятельности признаются:
1) физические лица – граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют дее- и правоспособность;
2) юридические лица, зарегистрированные в Украине и постоянно пребывающие на ее территории;
3) структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы, отделения, представительства);
4) совместные предприятия, имеющие постоянное местонахождение в Украине.
Совместные предприятия. Международным совместным предприятием (МСП) считается организационно-правовая форма соединения усилий разно национальных партнеров в сферах инвестирования, управления, производства продукции или предоставления услуг, торговли, использования отходов, распределения предпринимательских рисков и т.п. Мотивационный механизм учреждения МСП создается на макро- и микроуровне национальной системы хозяйствования.
Регулирование международной предпринимательской деятельности.Регулирование международного предпринимательства, осуществляемое преимущественно путем надлежащей организации внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, имеет следующую множественную цель: 1) стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности; 2) создание благоприятных условий для интеграции экономики Украины в систему мирового разделения труда и ее максимально возможное приближение к рыночным структурам развитых стран; 3) осуществление защиты экономических интересов Украины в целом и конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности в частности; 4) предоставление равных возможностей для эффективного хозяйствования всем субъектам предпринимательской деятельности.
Отдельные функции регулирования международной предпринимательской деятельности практически осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти.
Верховная Рада Украины принимает законы, касающиеся внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, утверждает законодательно-нормативные акты регулирования отдельных направлений внешнеэкономической деятельности, ратифицирует международные договоры Украины.
Кабинет Министров Украины:
1) координирует внешнеэкономическую деятельность соответствующих министерств и государственных комитетов, согласовывает работу торговых представительств Украины за рубежом;
2) проводит переговоры и подписывает межправительственные договоры (соглашения) по вопросам внешнеэкономической и совместной деятельности, обеспечивает их выполнение;
3) организовывает регистрацию международных совместных предприятий, составление платежного баланса и рациональное использование Государственного валютного фонда Украины.
Национальный банк Украины имеет полномочия:
1) обеспечивать хранение и рациональное использование в международной предпринимательской деятельности золотовалютного резерва Украины;
2) представлять интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств и заключать соответствующие межбанковские соглашения;
3) проводить учет и расчеты кредитных ресурсов, операции с валютными ресурсами, предоставленные Государственным валютным фондом Украины.
Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины выполняет такие функции: проведение единой внешнеэкономической политики в процессе выхода субъектов хозяйствования на внешний рынок, координация их деятельности в сфере международного бизнеса; контроль выполнения всеми субъектами внешнеэкономической деятельности соответствующих законов и международных договоров Украины; нетарифное регулирование деятельности субъектов совместного предпринимательства.
Процесс интернационализации предприятий и стран происходит при участии различных международных организаций. К основным международным организациям финансово-экономической направленности, выполняющим определенные функции по регулированию совместной предпринимательской деятельности, относятся:
· Банк международных расчетов – БМР (содействие сотрудничеству центральных банков стран мира и осуществление международных финансовых операций);
· Международный банк реконструкции и развития – МБРР (специализированное учреждение ООН, основной целью деятельности которого является предоставление займов и кредитов странам – членам ООН);
· Международный валютный фонд – МВФ (содействие развитию международной торговли и валютных операций, предоставление средств в иностранной валюте);
· Международная финансовая корпорация – МФК (филиал Международного банка реконструкции и развития для инвестирования частного сектора экономики);
· Совет ОДН по промышленному развитию – ЮНИДО (содействие всемерному развитию производственной сферы стран – членов ООН);
· Европейский банк реконструкции и развития– ЕБРР (международная организация, которая была создана для поддержки развития рыночной экономики в государствах Центральной и Восточной Европы и государствах СНГ).
Регулирование международной предпринимательской деятельности осуществляется на трех уровнях: национальном, международном и сверхнациональном.
Система регулирования международной предпринимательской деятельности на национальном уровне охватывает следующие составляющие: 1) формы иностранных инвестиций (денежные средства в иностранной валюте, разнообразные имущественные и интеллектуальные ценности, ценные бумаги, торговые марки и т.п.); 2) требования к результатам деятельности иностранного партнера (масштабы деятельности, освоенный сегмент рынка, уровень импортной технологии, профессиональная подготовка кадров); 3) трансферт прибыли иностранного инвестора (обязательное создание резервного фонда с хранением его в банке принимающей страны; фиксация размера трансфертного капитала и прибыли в соответствии с правилами валютного регулирования и соглашениями о валютном сотрудничестве); 4) инвестиционные льготы и ограничения (субсидии, льготный заем, освобождение от налогов и их частичное возвращение, применение ускоренной амортизации); 5) гарантии соблюдения прав иностранного партнера (привлечение в отечественное правовое поле; сохранение действующих льгот в течение инвестиционного цикла; отказ от мероприятий конфискационного характера).
На международном уровне обычно регулируются: 1) идентификация инвестиций и инвестора (определение не только традиционных форм инвестиции, но и тех, которые могут появиться после заключения соглашения или подписания договора; определение юридических лиц, считающихся национальными субъектами хозяйствования страны – участника соответствующего соглашения); 2) условия импорта и поощрения иностранного капитала (политика «открытых дверей» государств-партнеров в совместной предпринимательской деятельности; обязательство принимающей страны стимулировать иностранные инвестиции); 3) перевод средств (фиксация страной базирования гарантий относительно беспрепятственного перевода средств в установленные сроки); 4) решение споров хозяйственного и финансового характера (незначительных – компетентным судебным или административным органом принимающей страны; принципиальных – Международным центром урегулирования инвестиционных споров); 5) нормы поведения иностранных партнеров (общие понятия, принципы и нормы, которые нужно соблюдать иностранным предпринимателям и которые содействуют созданию позитивного имиджа зарубежного партнера).
На сверхнациональном уровне в рамках интеграционных образований регулирование международной предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с соглашениями (договорами), фиксирующими взаимоотношения между целым рядом стран. Такое текущее регулирование происходит тогда, когда обеспечивается свободное движение капиталов и гармонизация экономической политики стран-участников соглашений.