Условия приема, размещения и обслуживания
В контракте оговариваются общие принципы формирования цены, т.е. что именно входит в цену обслуживания, скидки и надбавки на сезон/несезон, будние и праздничные дни, на детей, школьников, студентов, количество бесплатных мест на группу и др.
Цена обычно указывается за туродень (по количеству ночевок) из расчета на одного человека. Конкретные цены на туры и обслуживание указываются в приложении и согласовываются в текущей переписке.
Общая тенденция в туризме — формировать минимальную стоимость стандартного пакета, а все возможное вносить в дополнительно оплачиваемые услуги. Практика показывает, что турист, экономящий деньги при покупке стандартного тура, на отдыхе тратит значительно большие суммы.
Цена турпакета, предложенная партнером, является составной частью цены тура, рассчитываемой туристской фирмой. Именно этот вариант мы возьмем за основу при расчетах.
На практике существуют другие варианты. Один из них — объявление партнером цены обслуживания группы в 25 человек. Для партнера выгодно, турфирме, как правило, — нет. Недобор числа участников влечет прямые финансовые затраты.
Структура цены турпродукта выглядит следующим образом:
1) материальные затраты;
2) расходы на оплату труда;
3) налоги;
4) амортизационные отчисления;
5) прочие расходы, в том числе аренда офиса, административно-управлен
ческие расходы;
6) прибыль;
7) обязательные налоговые платежи;
8) цена турпакета партнера
Итого: отпускная цена.
Рассмотрим структуру цены по элементам.
1. Материальные затраты турфирмы зависят от конкретной программы тура. В нее могут входить:
♦ стоимость переезда*:
- самолетом. Вытекает из договора. Стоимость перелета является важной
составной частью продажной цены и занимает в ней наибольший удельный
вес. Турфирмы пытаются выторговывать скидки по тарифам. В этих случаях
используются блок-чартер (выделение определенного количества мест на рей
совом самолете по льготным ценам, но без права их аннуляции) и более выгод
ный — авиачартер (аренда туроператором самолета выбранной авиакомпании
для выполнения необходимого количества рейсов по согласованным маршру
там, датам, дням). Цена авиачартера зависит от арендной цены самолета (рей
са), количества выполненных рейсов, степени загрузки самолета.
Авиакомпании в соответствии с международными соглашениями предоставляют туристам различные скидки на тарифы. Их размер зависит от направления перевозки, продолжительности путешествия, количества туристов. Скидки могут достигать до 40 % тарифа.
Конкуренция между авиакомпаниями также способствует предоставлению туристам и турфирмам различных видов льготных тарифов.
Авиационному транспорту отдается предпочтение со стороны туристов, так как это быстрый, комфортабельный и относительно недорогой вид транспорта по сравнению с другими;
- железной дорогой. Оговаривается в договоре. Скидки предоставляются
в зависимости от срока выкупа билетов, количества туристов, сезона;
- автотранспортом (автобусом) — цена зависит от двух моментов. Если ав
тобус арендованный, цена оговаривается в договоре. При заключении догово
ра рассчитывается выгодность/невыгодность включения в аренду полной
стоимости заправки автобуса и командировочных расходов водителей. Если
автобус собственный, в цену включаются расчетная стоимость эксплуатации
автобуса с учетом амортизации;
♦ трансфер. Цена оговорена в договоре или расчетная стоимость соб
ственного транспорта;
♦ затраты, связанные с оформлением документов для выезда туристов
за границу (госпошлина, страховка, ваучер, экологический сбор и др.). Они
включаются в цену на основании договоров;
♦ экскурсионное обслуживание*. Цена оговаривается в контракте;
♦ питание*. Цена оговаривается в контракте.
2. Расходы на оплату труда. Поданной статье отражается часть суммы
заработной платы работников производственного персонала, т.е. специалис
тов, занимающихся разработкой и реализацией туристского продукта, а так
же другие выплаты, относимые в соответствии с Инструкцией по составу за
трат на себестоимость.
3. Налоги включают суммы обязательных отчислений, производимых от
суммы затрат по статье "Расходы на оплату труда". Перечень и ставки нало
гов утверждаются законодательно.
организаций.
[, другие — в услуги сторонн
организаций.
|.траты пред при.
:, другие — в услуги с
Экономика туризма
4. Амортизационные отчисления. Амортизация основных средств и
нематериальных активов начисляется по нормам амортизационных отчисле
ний на их полное восстановление, утвержденным правительством и пред
приятием.
5. Прочие затраты состоят из сумм, предоставленных на оплату счетами,
утвержденных ставок и норм расходов по видам операций; административ
но-управленческих расходов; арендных платежей, оговоренных договором.
Статьи затрат, включающие элементы 1—5, составляют себестоимость туристского продукта.
6. Прибыль, закладываемая в цену туристского продукта. Эта статья —
основной источник дохода турфирмы. Здесь должны учитываться и инфля
ционные процессы, чреватые потерями, и комиссионные турагенту или тур-
посреднику. Уровень прибыли автоматически регулируется рынком: слиш
ком высокая цена тура, несмотря на все достоинства программ, делает его не
востребованным. Кроме того, прибыль необходима для развития производ
ства и его материального стимулирования. Поэтому к определению уровня
прибыли надо подходить разумно, просчитывая все возможные варианты и
последствия.
Так, предприятию необходимо обосновать для себя целесообразную (целевую) норму рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль оно должно получать на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать условия для расширенного воспроизводства (рис. 9.1). Иными словами, расчет должен базироваться на принципе достаточности.
ОЬЕ
Рис. 9.1. Расчет целевой нормы рентабельности
На практике используются различные показатели рентабельности: отношение прибыли к себестоимости, заработной плате, основным фондам. Нормы рентабельности по отношению к себестоимости и зарплате, получившие наибольшее распространение, рассчитываются по формулам:
100%, |
ÍÐñ = Ï 100%, ÍÐç = Ï
Сп Фтев_в
где НРС (НР3) — норма рентабельности по отношению к себестоимости (зарплате), %; П — плановая прибыль от реализации продукции (услуг),р.; Сп — плановая себесто-
108 Экономика туризма
имость реализованной продукции, р.; Фосн.3 — плановый фонд основной зарплаты производственных рабочих.
При этом плановая прибыль от реализации продукции определяется потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения и складывается из следующих составляющих:
♦ налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из установленных ста
вок и стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению;
♦ налога на прибыль, который можно определить по формуле
нп = Прасп. / (100- СНЛ1) Сн.п,
где Нп — сумма налога на прибыль, р.; П_асп_ — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (без учета льготируемой), р.; Сн.п — ставка налога на прибыль, %;
♦ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
7. Налоги, сборы и отчисления в бюджет, внебюджетные фонды. Ту
ристские фирмы в обязательном порядке производят отчисления налогов по
перечню и ставкам, утверждаемым законодательством (НДС и др.).
После получения итоговой цены предприятия в калькуляцию могут включаться услуги сторонних организаций (питание, проживание, транспортное обслуживание и др.) в том случае, если предприятие использует их услуги в соответствии с договором.
Таким образом, сумма затрат предприятия и услуг сторонних организаций составит общую цену услуги.
Всоответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов отпускных цен (тарифов)" от 18.06.1999 г. № 944 цены на внутренний туризм необходимо зарегистрировать. Согласно Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь "О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)" от 19.09.2000г. № 184цены на выездной туризм регистрации не подлежат. Этим же постановлением определен порядок регистрации цен. Оказание услуг по въездному туризму, как правило, предполагает оказание услуг по индивидуальным условиям заказа, т.е. имеет место разовый заказ. Цена на эту услугу формируется аналогично ценам на внутренний и выездной туризм, но не регистрируется.
8. Цена турпакета партнера. Это конкретная цена, оговоренная кон
трактом и уточненная протоколом согласования, перепиской.
Часть затрат в перечисленных статьях имеет валютное выражение, другая часть представлена в рублевом выражении. Все эти расходы сводятся по действующему валютному курсу к общей цене тура в иностранной валюте (доллар США, евро). Она же объявляется в рекламных или других информационно-справочных материалах с оговоркой, что оплата производится турис-
110 Тест |
Экономика туризма
тами в рублях по курсу, установленному на день платежа. Конвертация рублей в валюту для расчета с иностранными партнерами сопряжена с потерями для туристкой фирмы, поэтому большинство турфирм практикует включение в отпускную цену до 5 % от цены тура.
Инфляция стимулирует повышение цены и финансовые риски. Это порождает систему тактических ценовых мероприятий, таких как учет в контрактах и договорах ценовых изменений, финансовых рисков и долевого участия в них каждого из партнеров.
Поскольку реализация туристского продукта растянута во времени, проблема учета ценовых изменений, связанных с инфляцией, имеет важное значение. В мировой практике наиболее часто применяемой формой договора о ценах в условиях инфляции являются скользящие ценовыеусловия. Их суть в том, что базовая цена приспосабливается впоследствии к конкретным условиям инфляции с помощью точно установленных в договоре коэффициентов, индексов. Расчет обычно производится на группу в 25 человек. При таком количестве обязательно наличие руководителя, обслуживание которого осуществляется за счет группы. Стоимость туристского продукта на одного человека снижается по мере увеличения численности группы и за счет выторгованных скидок со стороны партнера. Рекомендуется при переговорах с партнерами завышать свое предложение на 10—20 % по отношению к расчетной цене.
На определении конкретной цены тура ценовая политика туристской фирмы не заканчивается. Необходимо отследить и учесть новые моменты: как отреагирует на цену конкурент? не вызовет ли данная цена противодействия государственных органов?каково психологическое восприятие цены потребителями?От-веты на эти вопросы позволят установить окончательный уровень цены туристского продукта и завершают разработку ценовой политики предприятия.
Отпускная цена на туристский продукт (услугу) должна быть экономически обоснована, что подразумевает калькулирование себестоимости и ее формирование с учетом действующих нормативных правовых актов.
Законодателем предусмотрены меры экономической ответственности за нарушения в сфере ценообразования (закон "О ценообразовании", указы Президента № 40, 285, Кодекс об административных правонарушениях, постановления Совета Министров РБ№ 51, 209, 405,478, 852, 1091и др.).
Тренировочные задания
1. Приведите схему порядка ценообразования в туристкой фирме. В чем
смысл модификации цены?
2. Приведите схему калькуляции туристского продукта по статьям за
трат. Как определить норму прибыли, включаемую в расчет?
3. Какое влияние оказывают налоги, включаемые в состав цены. Исходя
из сложившийся практики, какой общий удельный вес занимают налоги в
структуре цены?
Экономика туризма
1. Каким образом проявляется экономическая сущность цены:
а) посредством функций;
б) количественным выражением?
2. Какая из перечисленных ниже функций цены является приоритетной:
а) учетная;
б) стимулирующая;
в) распределительная;
г) сбалансированного спроса и предложения;
д) как средства рационального размещения производства?
3. Какие принципы являются важнейшими в системе ценообразования:
а) научности;
б) сочетания свободных и регулируемых цен;
в) непрерывности;
г) государственного контроля за соблюдением законодательства в области
ценообразования;
д) единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен;
е) разграничения полномочий субъектов ценообразования?
4. По каким критериям классифицируются цены:
а) в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства;
б) в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения;
в) в зависимости от территории действия?
5. Что включает методология ценообразования в туризме:
а) совокупность правил, принципов и методов;
б) формирование системы цен;
в) стратегию ценообразования?
6. Какой фактор больше, чем другие, определяет рентабельность турист
ской фирмы:
а) основной капитал;
б) трудовой ресурс;
в) цена?
7. На чем строится стратегия ценообразования туристской фирмы:
а) на потребностях потенциальных клиентов;
б) с учетом особенностей рынка;
в) на соблюдении принципа связи цены с качеством обслуживания?
8. Какие методы ценообразования главенствуют в туризме:
а) средние издержки плюс прибыль;
б) метод дохода на капитал;
в) установление цены на уровне текущих цен?
Экономика туризма