Подготовка коммерческого сотрудничества

Выполнили М. Когутенко и А. Лагуткина

После получения оферты от контрагента из Германии (Приложение А), необходимо классифицировать внешнеторговую операцию по различным признакам:

– по направлению торговли: импортная операция. Согласно ст. 209 ТК ТС: «Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом». То есть выпуск для внутреннего потребления представляет собой ни что иное как «импорт» (более привычный для нас термин);

– по степени готовности товара: комплектное оборудование. Под комплектным оборудованием понимается набор оборудования, обеспечивающий единый технологический процесс;

– по методу торговли: прямой метод. Прямой метод торговли предполагает установление прямых связей между производителем и потребителем товара. Непосредственных связей между производителем и потребителем товара (или услуг), минуя какие-либо посреднические звенья. Спрос на товары не носит массового характера.

Кроме того, в нашем случае осуществляется «Торговля машинотехнической продукцией».

В рамках данного коммерческого сотрудничества при осуществлении экспортно-импортной операции экспортером выступает компания из Германии (Фирма №2, именуемая далее «продавец»), импортером – компания из России, г. Красноярск (именуемая далее «покупатель»).

Возможные варианты распределения обязательств между сторонами при конечном выборе коммерческих условий сделки представлены в таблице 11 и действуют при составлении конечного внешнеторгового контракта в дальнейшем.

Выбор условия для контракта осуществляется на этапе совершения сделки после расчета цен для каждой из поставок и рассмотрения контракта с обеих сторон.

Таблица 11 – Распределение обязательств между продавцом и покупателем

Обязательство Кодовое обозначение базисного коммерческого условия
EXW FCA FAS FOB CFR CIF CPT CIP DAT DAP DDP
Оплата основной перевозки Пок Пок Пок Пок Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Риски во время основной перевозки Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пр Пр Пр
Упаковка, маркировка Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Извещение покупателя о дате и месте предоставления товара в распоряжение покупателя Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Погрузка товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика Пок Пр/ Пок Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Экспортные таможенные формальности Пок Пр Пок Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Страхование основной перевозки - - - - - Пр - Пр Пр Пр -
Извещение продавца о дате и месте принятия товара международным транспортом Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пр Пр Пр
Погрузка на основ-ной транс-порт Пок Пок Пок Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Оплата транспортировки товара международным транспортом Пок Пок Пок Пок Пр Пр Пр Пр Пр Пр Пр
Выгрузка товара в пункте назначения Пок Пок Пок Пок Пр/ Пок Пр/ Пок Пр\Пок Пр/ Пок Пр Пр Пр

Продолжение таблицы 11

Обязательство Кодовое обозначение базисного коммерческого условия
EXW FCA FAS FOB CFR CIF CPT CIP DAT DAP DDP
Импортные таможенные формальности Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пр Пр
Перевозка на территории страны покупателя Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пр/Пок Пр/ Пок Пр/ Пок Пр/ Пок Пр/ Пок
Погрузка на склад покупателя Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пр/Пок Пр/ Пок Пр/ Пок Пр/ Пок Пр/ Пок

Поскольку нашим контрагентом является фирма из Германии, необходимо рассмотреть законодательные и нормативно-правовые акты стран, регулирующие осуществление импортно-экспортных операций.

Со стороны РФ, к таковым относятся:

– Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. (определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности);

– Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №17 (правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами);

– Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4–ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации» (устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей);

– Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196–ФЗ «Об экспортном контроле»;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 1493–р «О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165–ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

– Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222–р «Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 363 «Положение о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»;

– Закон «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.).

В Европейском союзе (далее «ЕС») тарифные ограничения направлены на защиту таких отраслей промышленности, как сталелитейная (квотные ограничения), атомная энергетика (режим негласного квотирования товаров и услуг ядерного топливного цикла), пищевая (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина), текстильная и швейная (путём заключения соглашений с поставщиками о самоограничении экспорта) и т. д.

Поскольку мы являемся импортерами и членами ЕС, коим является и Германия, то, согласно нормативно-правовым актам ЕС, мы можем импортировать машинотехническое оборудование на территорию России.

Спроектированная схема осуществления сделки представлена на рисунке 1.

Перевозчик  
Компания г. Красноярска (импортер)  
Фирма №2 (экспортер)  
Банк импортера  
Банк экспортера  

Рисунок 1 – Схема осуществления операции

На рисунке 1 отражена схема осуществления импортной операции, где:

1 – заключение внешнеторгового контракта на поставку;

2 – экспортер сообщает о своей готовности отгрузить товар, импортер обращается в свой банк с сообщение о готовности оплаты в пользу экспортера;

3 – банк импортера сообщает банку экспортера о готовности выплатить средства на счет экспортера;

4 – банк экспортера сообщает экспортеру о том, что импортер готов выплатить средства;

5 – экспортер отправляет товар импортеру и получает пакет документов;

6 – пакет документов передается банку экспортера;

7 – банк экспортера сообщает банку импортера о полученных документах и отправляет их банковской почтой;

8 – банк импортера сообщает о полученной информации импортеру и просит его подтвердить платеж;

9 – согласие импортера на проведение оплаты;

10 – банк импортера дает указание банку экспортера снять деньги с его счета и произвести оплату;

11 – банк экспортера снимает деньги со счета банка импортера и зачисляет их на счет экспортера;

12 – банк импортера, получив пакет документов, передает их импортеру.

Заключение по этапу 1

В ходе выполнения предконтрактной подготовки необходимо было:

– выбрать рынок (рынки);

– выбрать торгового партнёра;

– определить формы коммерческого сотрудничества с контрагентом.

Наша фирма получила предложения от трех фирм: Германии, Италии и Испании на поставку оборудования на разных условиях. Выбор рынка проходил посредством исследования экономической, торгово-политической и культурной среды предложенных стран.

В процессе выполнения маркетингового исследования с применением метода экспертных оценок было выяснено, что для коммерческого сотрудничества нашей фирме больше подходит рынок Германии, так как с точки зрения экономической, торгово-политической и культурной среды Германия является наиболее привлекательным партнером. Правильность выбора была подтверждена оценкой платежеспособности контрагентов.

Кроме этого, были рассмотрены законодательные и нормативно-правовые акты стран, регулирующие осуществление импортно-экспортных операций. Также была спроектированная схема осуществления сделки.

Совершение сделки

Выбор условия поставки

Выполнила А. Козлова

На основе Инкотермс-2010 производится обоснование вариантов коммерческих условий поставок, а так же совокупность обязательств сторон по перемещению товара от продавца к покупателю и наоборот.

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Исходя из условий, осуществляется поставка оборудования для легкой промышленности Красноярского края из Германии. Стоимость оборудования 25 млн. долл. США, поставщик из Германии в случае авансирования предоставляет скидку 5%, и кредитование 10 %.

1) Скидка (5%) = 25 000 000 * 0,05 = 1 250 000

2) Кредитование (10%) = 25 000 000 * 0,1 = 2 500 000

Итого: 1 250 000 + 2 500 000 = 3 750 000

25 000 000 – 3 750 000 = 21 250 000 долл. США

Перевозка оборудования из Германии в Красноярск производится воздушным транспортом.

Сумма сделки – 21 250 000 долл. США = 637 500 000 руб. (курс доллара принимаем равным 30 рублей).

Вес груза – 1 666 тонн.

Расстояние перелета – 6 262 км.

Стоимость транспортировки – 1,5 тыс. руб. за 1 тыс. км на 1 т.

Стоимость погрузки-разгрузки – 1,5 тыс. руб. за 1 тыс. т.

Страховые услуги при перевозке воздушным транспортом – 2,5% от суммы сделки.

Таможенное оформление – 10% от стоимости товара и 0,5 евро за 1 т.

( 0,5 евро = 22,5 рубля)

Импортная пошлина – 5% от таможенной стоимости.

Все расчеты представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Расчеты по базисам поставки

Показатель Всего Условия поставки
EXW FCA CIP
1)Стоимость товара (с учетом скидки) 637 500 000 руб. 637 500,0 637 500,0 637 500,0
2)Сборы за таможенное оформление и таможенные пошлины 637 500 000*0,1+1666*22,5= 63 750 000+370485 = 64 120, 485 тыс. руб. 64 120,485 - -
3) Импортная лицензия 637 500 000*0,05 = 31 875,0 тыс. руб. 31 875,0 - 31 875,0
4) Транспортные расходы   1666*1,5*6,262= 15 648,738 тыс. руб.   15 648,738 15 648,738 -
5)Погрузо-разгрузочные работы 1,666тн*1,5 тыс. руб. = 2,499 тыс. руб. 2, 499 2,499 2,499
6) Страхование основной перевозки 637 500,0 * 0,025 = 15 937,5 тыс. руб. 15 937,5 15 937,5 15 937,5
Итого (тыс. руб.): 765 084, 222 669 088,737 685 314, 999

Анализируя таблицу 12, можно сделать вывод, что наиболее выгодной для покупателя будет доставка FCA, при которой продавец берет на себя ответственность за получение лицензий и таможенных пошлин, а остальную ответственность берет на себя покупатель.

Распределение обязанностей покупателя и продавца при сделке FCA представлено в таблице 13.

Таблица 13 – Обязанности продавца и покупателя в соответствии с условиями FCA

Обязанности продавца Обязанности покупателя
- предоставить Покупателю в соответствие с договором купли-продажи товар и соответствующие сопроводительные документы, в том числе в виде эквивалентных электронных записей; - при необходимости получить за свой счет и на свой риск экспортную лицензию или других разрешения для экспорта товара; - предоставить Покупателю информацию, необходимую для получения страхования. Данные условия не предусматривают обязательное страхование; - передать товар Перевозчику или другому лицу, указанному Покупателем, в оговоренном месте в определенную дату или в согласованный период.   - уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара; - за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить все таможенные формальности для импорта товара; - за свой счет осуществить перевозку товара до согласованного места поставки; - нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки товара, описанного в обязанностях Продавца; - нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки, включая расходы по импорту товара. Расходы, связанные с экспортом, оплачивает Продавец; - уведомить Продавца о названии Перевозчика, месте доставки товара, способе транспортировки, дате или сроке поставки товара.

Наши рекомендации