Этап 4. Стратегический анализ рыночных сегментов (ниш). 5 страница
Если консолидация направлена на преодоление симптомов болезни, то трансформация — на устранение ее причин, т.е. она призвана ликвидировать несоответствие между стратегией развития предприятия и окружающей его средой. На этом этапе принимаются стратегические решения относительно целевых рынков, товаров, каналов распределения, наиболее ценных для предприятия в будущем.
Очевидно, что оперативные и стратегические решения не должны заслонять друг друга, их следует принимать одновременно. Это даст возможность выбрать золотую середину между краткосрочной прибылью и долгосрочной конкурентоспособностью, позволит избежать таких негативных последствий этапа консолидации, как ухудшение морального состояния персонала и ликвидация важных в будущем видов деятельности. Для этого необходимо, как считает П. Дойль, выполнить следующее:
- убедить всех в необходимости предстоящих перемен;
- отсечь те виды деятельности, которые не вписываются в будущее предприятия, что даст время и ресурсы для осуществления глубоких преобразований;
- разработать долгосрочный план реанимации предприятия, исходя из того, что конкурентное преимущество получает не тот, кто обладает неограниченными ресурсами, а тот, кто конструктивно мыслит.
Трансформация (или реструктуризация) должна обеспечить создание долгосрочной конкурентоспособности предприятия, т.е. изменить конкурентные позиции предприятия на рынках.
9.3. Сущность диагностики, ее критерии, виды и методы.
Диагностика — определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур.
Основные критерии диагностики:
- критерии эффективности производства, они измеряются эко-
номией от увеличения объемов производства, снижения на-
кладных расходов, уменьшения транспортных расходов, эко-
номией трудовых и сырьевых ресурсов;
- критерии маневренности производства, они измеряются с по-
мощью показателей резерва производственных мощностей,
сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой
связей между технологическими функциями;
- критерии гибкости стратегии; они оценивают способность
предприятия реагировать на изменения окружающей среды; основные показатели: возможность изменения структуры производственных фондов и мощностей для производства новой продукции, стимулирование новаторства, научно-технический уровень производственных процессов.
Дополнительные критерии диагностики — это критерии наличия ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных.
В комплексную диагностику организации входят следующие составляющие (этапы):
1) экономическая диагностика;
2) функциональная (диагностика маркетинговой деятельности);
3) диагностика внешней среды;
4) заключительная стратегическая диагностика (оценка стратегии предприятия).
Экономическая диагностика — это анализ финансового и производственного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
Функциональная диагностика определяет состояние коммерческой и снабженческих служб. Включает в себя:
- анализ результатов коммерческой деятельности: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
- изучение маркетинговой политики и плана маркетинга: анализ качества продукции, ассортимента, цен;
- оценку средств и организации коммерческой деятельности:
анализ материальных средств, которыми располагает служба
маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и
организация ее деятельности;
- аудит методов управления и контроля, разработку рекомендаций по повышению эффективности функционирования ком-
мерческой службы;
Диагностика внешней среды — это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического.
Диагностика стратегии, заключительный этап — исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.
Ранние признаки несостоятельности предприятия.Такой анализ часто носит интуитивный характер. Ранние признаки улавливаются в процессе постоянного анализа финансовой отчетности предприятия. Методы такого анализа хорошо известны. Это горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия, построение и анализ различных типов коэффициентов, анализ динамики выручки, различных элементов себестоимости.
При резких неблагоприятных изменениях внешней среды аналитик способен оценить, насколько удачна построенная руководителем система выживания, достаточны ли приспособительные, компенсационные механизмы.
Отсутствие на предприятии анализа перспектив развития, недостаточное внимание к перспективным разработкам само по себе показатель слабости предприятия.
Наибольшее внимание следует уделять анализу статей затрат с максимальным отклонением от плана. Все маркетинговые ошибки ведут к перерасходу средств, к тому же приводят технические, технологические и организационные несовершенства.
Сигналами для тревоги могут послужить резкие колебания балансовых статей (особенно статей дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, денежных средств), статей текущих расходов, неблагоприятная сравнительная динамика затрат и результатов.
Виды диагностики неплатежеспособности организации.В международной практике выделяют следующие виды анализа:
- дескриптивный — это анализ описательного характера; пред-
ставляет финансовую отчетность в различных разрезах и
предназначен в основном для внешних пользователей;
- предикативный — это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного
финансового состояния предприятия, например анализ вероятности банкротства и мер по восстановлению платежеспособности предприятия;
- нормативный — это анализ, позволяющий сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми.
Методы диагностики несостоятельности организации:
- горизонтальный -- сравнение каждой позиции отчетности с
предыдущим годом;
- вертикальный -- определение структуры итоговых финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции от-
четности на результат в целом;
- трендовый — сравнение каждой позиции отчетности с рядом
предшествующих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем (очищенной от случайных величин);
- относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаимосвязей;
- сравнительный — сравнение сводных показателей отчетности
с показателями других предприятий;
- факторный — исследование влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью статистических приемов.
9.4. Сущность и последствия банкротства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь в редакции от 31.12. 2009 № 114-3 Об экономической несостоятельности (банкротстве)несостоятельность (банкротство) — признанная хозяйственным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и/или иному предусмотренному Гражданским кодексом РБ основанию.
К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РБ.
Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Из данного определения вытекает, что «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами (имеют идентичное содержание).
Юридический факт банкротства имеет место только вследствие его признания хозяйственным судом, которое осуществляется в форме вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Само возбуждение дела о банкротстве и проведение процедур банкротства, за исключением одной из них — конкурсного производства, не свидетельствуют о юридическом факте банкротства должника.
Признаки банкротства. Первый тревожный сигнал, свидетельствующий о возможности возбуждения дела о банкротстве, — это появление признаков банкротства. Статья 3 Закона о банкротстве, устанавливая признаки банкротства, уточняет содержание понятия «неспособность удовлетворить требования кредиторов». Их наличие является необходимым условием для возбуждения дела о банкротстве и основанием для признания должника банкротом.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Неисполнение должником соответствующих обязательств и/или обязанностей в течение трех месяцев является достаточным основанием для признания хозяйственным судом юридического лица банкротом при отсутствии оснований для введения иных процедур банкротства или прекращения дела о банкротстве.
Считается, что если организация в течение определенного срока не исполняет обязательства перед одним кредитором, то, следовательно, она не может исполнить обязательства перед всеми кредиторами.
Дело о признании должника банкротом может быть возбуждено на основании поступившего в хозяйственный суд заявления о признании должника банкротом. Правом на обращение суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.
Уполномоченные органы — органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РБ представлять в деле о банкротстве и впроцедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РБ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти РБ, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РБ.Таким образом, это могут быть налоговые органы, орган по делам о банкротстве, пенсионный фонд и т.д.
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы являются участниками собрания кредиторов с правом голоса. Организует и проводит собрания кредиторов арбитражный управляющий.
Для любого кредитора, целью которого является получение долга (а не установление контроля над должником или захват его собственности), подача заявления в суд — крайняя мера. Этому должны предшествовать попытки урегулирования в досудебном порядке.
Дело о банкротстве может быть возбуждено хозяйственным судом на основании требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, которые носят бесспорный характер и не нуждаются в доказывании для принудительного исполнения.
Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
Требования об уплате обязательных платежей подтверждаются решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Уполномоченный орган по обязательным платежам вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом по истечении 30 дней с даты вынесения решения налогового илитаможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника.
9.5. Реорганизация и ликвидация как процедуры, применяемые к предприятию-банкроту.
Реорганизация — это радикальный способ преобразования организации, означающий изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления.
Реорганизацию следует рассматривать как естественный перманентный (постоянно повторяющийся) процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталкивается со снижением эффективности своей деятельности.
Необходимость реорганизации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях:
- предприятие находится в кризисе;
- текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны: падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми;
- благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от своих конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ.
Понятие «реорганизация» юридического лица четко формализовано в Гражданском кодексе РБ. Под реорганизацией понимаются такие преобразования юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование в иную организационно-правовую форму.
Реорганизациимогут подвергнуться все виды и ресурсы деятельности организации. Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реорганизации:
- реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии развития;
- реструктуризация имущественного комплекса;
- реструктуризация собственности (акционерного капитала);
- реструктуризация задолженности
- реструктуризация организационной структуры предприятия.
Законодательной базой для реорганизации являются: Закон «О несостоятельности (банкротстве)», законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации.
Основные цели реорганизации:
- обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия);
- восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде.
Одна из возможных классификаций комплекса мер представлена в табл. 9.1.
Таблица 9.1.
Комплекс оперативных и стратегических мероприятий
Оперативные мероприятия | |
Улучшение результатов деятельности | Повышение ликвидности |
Сокращение затрат Повышение качества, уменьшение потерь Ускорение оборачиваемости средств | Уменьшение запасов. Продажа имущества. Сокращение дебиторской задолженности. |
Стратегические мероприятия | |
Преобразование сфер деятельности и адаптация структур | Преобразование и оптимизация бизнес-процессов |
Оптимизация видов деятельности. Разработка новых видов продукции. Оптимизация структуры активов, собственности Выбор адекватной производственной и управленческой структур | Оптимизация основных процессов. Техническое перевооружение. Совершенствование системы управления Создание эффективной информационной системы |
Если говорить о реорганизации предприятия, то на основе комплексной диагностики необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1) какие виды деятельности предприятия осуществляются в настоящее время и насколько они эффективны;
2) какие виды деятельности имеют рыночную перспективу и представляют интерес с точки зрения выбранной стратегии развития;
3) какие виды деятельности имеют рыночную перспективу, но не представляют интереса для предприятия с точки зрения выбранной стратегии его развития;
4) какие виды деятельности предприятия не имеют рыночной перспективы и должны быть ликвидированы.
Ответы на эти вопросы позволят определить направления ре структуризации и создать эффективную бизнес-структуру предприятия.
Можно выделить три базовых подхода к формированию стратегии организации. Первый основан на матрице Ансоффа «продукт-рынок» и более применим для растущих организаций, выходящих на рынок. Второй основан на базовых стратегиях М. Портера и наиболее успешен в условиях насыщенного рынка. Третий основан на цикле развития предприятия и предлагает стратегические альтернативы в соответствии со стадией развития предприятия: стратегия роста (для предприятий на стадии роста), стратегия стабилизации (для предприятий в условиях нестабильности объема продаж и доходов), стратегия выживания (оборонительная стратегия в условиях глубокого кризиса предприятия).
Какую же стратегию, при каких условиях следует выбирать?
1. Интегрированный рост — расширение путем добавления новых структур внутри отрасли.
1.1. Вертикальная интеграция.
1.1.1. Прямая интеграция — приобретение фирм-продавцов.
1.2. Горизонтальная интеграция — усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов.
2. Концентрированный рост — изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли.
2.1. Захват рынка — увеличение доли на традиционных рынках.
3. Деинвестирование — продажа части предприятия или всего предприятия.
3.1. Частичное сокращение.
3.2. Продажа части предприятия.
3.3. Продажа части акций вновь образуемой компании.
Ясно, что реструктуризацию предприятия нужно начинать, не дожидаясь, когда предприятие охватит глубокий финансовый кризис: вероятность положительных результатов выше, а затраты на реструктуризацию ниже.
Хуже, если собственники предприятия не увидели первых сигналов надвигающегося кризиса неплатежеспособности: комплексная реструктуризация обойдется значительно дороже, резко возрастает риск наступления необратимых последствий.
Если в отношении предприятия возбуждено дело о банкротстве, то проведение реструктуризации возможно исключительно в рамках специального правового режима, определенного Законом обанкротстве.После возбуждения дела о банкротстве в той или иной степени (в зависимости от процедуры банкротства) утрачивают свои полномочия по принятию решений о реструктуризации собственники (акционеры) предприятия-должника. Их права перераспределяются в пользу кредиторов и арбитражного управляющего. Любые решения по реструктуризации предприятия-должника утверждает хозяйственный суд.
Закон о банкротстве выделяет три меры по реструктуризации имущественного комплекса предприятия-должника:
1. продажа предприятия-должника как имущественного комплекса, который может иметь в своем составе самостоятельные и структурно обособленные бизнес-единицы, материальные и нематериальные активы. При этом активы должника очищаются от денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением тех из них, которые возникли после возбуждения дела о банкротстве и обязательств по трудовым договорам;
2. продажа имущества должника по частям; при этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления им своей хозяйственной деятельности;
3. возможность проведения замещения активов должника, т.е. создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ.
Эти меры могут быть применены в любой процедуре банкротства.
Вопросы для контроля
1. Каковы основные признаки финансовой несостоятельности?
2. Выделите три основные стадии неплатежеспособности организации.
3. Какими могут являться факторы, могущие повлечь неплатежеспособность?
4. Сущность диагностики, ее критерии.
5. Какие виды диагностики несостоятельности можно выделить?
6. Назовите основные методы диагностики.
7. Какова сущность банкротства?
8. В чем выражаются основные признаки банкротства?
9. Кто имеет право инициировать банкротство?
10. Какие процедуры банкротства могут применены?
11. В каких ситуациях возникает необходимость реструктуризации?
10. Экономический механизм антикризисного управления.
10.1. Сущность антикризисного управления.
Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.
Антикризисное управление - это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.
В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления.
Решение первой задачи антикризисного управления - предотвращение кризиса - предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.
Антикризисное управление в широком смысле — это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).
Решение второй задачи — преодоление кризиса — всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле — это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной степени можно ускорять, предварятьи отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определен
ной степени управляемы, управление процессами выхода из
кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать
их негативные последствия;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов,инструментов, знаний и навыков.
Проблематику антикризисного управления можно представить в виде четырех групп (рис. 10.1).
Проблемы распознавания предкризисных ситуаций | Методологические проблемы АУ | |
Проблемы предотвращения кризисов | Финансово-экономические проблемы АУ | |
Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном положении | Правовые проблемы АУ | |
Проблемы выхода из кризиса | Проблемы организации АУ | |
Проблемы ликвидации последствий кризиса | Социально-психологические проблемы АУ | |
Антикризисное управление (АУ) | ||
Поиск информации | Конфликты | |
Проблемы прогнозирования кризисов | Маркетинг: поведение в условиях неопределенности | |
Управление рисками | Банкротство | |
Анализ и оценка кризисных ситуаций | Оценка, селекция и мотивирование персонала | |
Инновационные стратегии | Инвестиционное проектирование |
Рис. 10.1. Проблематика антикризисного управления.
10.2. Методология антикризисного управления.
Методология антикризисного управления (в широком смысле) находит выражение в его функциях, цели, основном принципе, стратегиях, этапах и свойствах.
Цель антикризисного управления - нейтрализация наиболее опасных явлений.
На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на ограничение (смягчение) кризиса, либо на выход из кризиса — таковы его задачи. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления предприятиями.
Основной принцип антикризисного управления- постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса; своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.
Существует ли специальные стратегии антикризисного управления? Да, потому что у антикризисного управления есть свои специфические черты. Но выделить (вычленить) антикризисные стратегии из организационных (корпоративных) стратегий сложно, иногда невозможно. Организационная стратегия, носящая опережающий характер, органично содержит в себе элементы (черты) антикризисного управления. Другими словами, всякая успешная стратегия является антикризисной.
Управление кризисами и антикризисное управление — это одно и то же? К. Ру-Дюфор определяет управление кризисами как совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов. Т.К. Пошан и Э.М. Морэн отмечают, что стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:
1. управление кризисами: ограничение его последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей
ситуации;
2. подготовка к кризисам: в частности, формирование отдела
кризисов и необходимых резервов;
3. предупреждение кризисов: снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон
деятельности предприятия;
4. предотвращение контрпроизводства, под которым понимаются деструктивные последствия производства как в нормальных, так и в кризисных условиях.
Управление кризисами - это управление изменениями. Под изменениями понимаются все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры организаций.
Этапы антикризисного управления:
- анализ внешней среды и выбор миссии фирмы;
- познание экономического механизма возникновения кризис
ной ситуации — создание системы сканирования внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения сигналов приближения кризиса;
- стратегический контроллинг фирмы (система обеспечения
долгосрочного существования фирмы на рынке) и выработка
стратегии предотвращения ее несостоятельности; выживание
фирмы на рынке позволяет поддерживать своевременное за
рождение очередного цикла конкурентного преимущества как
реакцию на сигналы о возможной утрате существующего конкурентного преимущества;
- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы
и выявление возможности наступления несостоятельности
(банкротства) — оперативный контроллинг;
- разработка предпочтительной политики поведения в условиях
наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
- постоянный учет рисков предпринимательской деятельности
и выработка мер по его снижению.
А.П. Градов, говоря об анализе внешней среды, упорядочил внешние сигналы о возможных угрозах предприятию следующим образом (табл. 10.1).
Таблица 10.1.
Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы.
Фактор внешней среды, определяющий условия функционирования фирмы | Сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы | |
агрегированный | детализированный | |
Параметры спроса | Величина спроса | Падение спроса на товары фирмы, рост спроса на аналогичные товары конкурентов |
Стабильность спроса | Усиление колебаний в спросе и прибыли от продажи товаров | |
Требования покупателей к качеству товаров фирмы | Нарастание спроса на товары более высокого качества | |
Эластичность спроса | Повышение эластичности спроса на товары фирмы | |
Разнообразие (сегментация) потребителей | Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы | |
Экономический потенциал покупателей | Снижение покупательной способности населения | |
Параметры факто- ровпроиз- водства - фффакторов ффффффффффффакторовторов производства | Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов | Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы |
Конъюнктура рынков трудовых ресурсов | Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией | |
Конъюнктура рынков финансовых ресурсов | Повышение процентных ставок по кредитам банков, падение курса собственных акций, прекращение субсидий из фондов благотворительных организаций | |
Развитие инновационной деятельности | Рост стоимости лицензий на использование открытий и изобретений, ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР | |
Конъюнктура рынков средств производства | Сокращение предложения средств производства, рост цен на средства производства | |
Параметры родственных и поддерживающих отраслей | Изменение потенциала родственных отраслей | Свертывание производства родственных отраслей, переориентация этих отраслей на новую технологию |
Производственная инфраструктура | Стагнация научно-технического потенциала отраслей и внешней инфраструктуры | |
Социальная инфраструктура | Рост цен на социальные услуги | |
Использование достижений родственных отраслей | Неприемлемость таких достижений для фирмы или недоступность таких достижений ввиду высокой стоимости | |
Параметры конкурентной среды | Угроза со стороны товаров-заменителей | Предел цены, задаваемый товарами-заменителями, существенно снижает потенциал прибыли, покупатели охотно переключаются на товар-заменитель |
Угроза появления новых конкурентов | Барьеры для входа на рынок практически отсутствуют, а функционирующие фирмы лояльны к новым конкурентам | |
Угроза со стороны поставщиков | Сила поставщиков велика из-за высокой доли затрат на их продукцию в издержках покупателя, поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей — поставщики-монополисты | |
Соперничество между существующими фирмами | Конкурентный статус фирмы-конкурента существенно повысился, возросло число конкурирующих фирм, началась ценовая война | |
Деятельность госорганов | Налоговая политика | Повышение налоговых ставок, снятие налоговых льгот, введение новых налогов, введение налоговых льгот на товары-заменители |
Кредитно-денежная политика | Повышение учетной ставки ЦБ. неблагоприятное изменение валютного курса рубля, жесткая политика финансовой стабилизации | |
Таможенная политика | Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин | |
Правовая среда | Изменчивое законодательство, усиление разрешительного порядка | |
Политика цен и доходов | Вводится контроль за ценами и налогообложением, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен | |
Случайныеобстоястоятельства | Форсмажорные обстоятельства | Стихийные бедствия и т.п. |
Внешняя политика иностранных государств | Случайная и нестабильная, надежность инвестиций не гарантируется | |
Научно-технические прорывы | Новые изобретения и т.п. |