Основные принципы, приоритеты, цель и задачи пространственного развития
Специфическая особенность пространства Югры – это значительное внутреннее разнообразие. В пространстве автономного округа сочетаются территории с низкой плотностью населения и дорожной сети, практически сложившиеся городские агломерации (в восточной части автономного округа сложился ареал с относительно высокой плотностью населения общей численностью около миллиона человек), и одновременно, так называемые «пионерные районы» – районы геологоразведки и освоения новых месторождений, нуждающихся в строительстве дополнительных инфраструктурных объектов.
Курс Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на внедрение принципов бережливого производства и общий императив повышения эффективности окружной экономики применительно к пространственному развитию означает, что конкретные инструменты государственной политики будут адаптированы к специфическим особенностям территории.
Инструменты и формы пространственного развития, выработанные для плотно заселенных территорий (агломерации, технологические парки), обеспечат максимальную отдачу в зонах максимальной концентрации населенных пунктов - в югорском Приобье по линии Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск (сложившиеся городские агломерации). Поэтому именно здесь необходимо сосредоточить усилия по стимулированию дальнейшего развития агломерационных процессов с целью максимизации агломерационного эффекта. Территории опережающего развития целесообразны в зоне освоения новых месторождений (современная зона нового фронтира и часть зоны окружного резерва, которая может стать зоной нового фронтира при вводе в эксплуатацию новых месторождений).
Обозначенные приоритетные направления социально-экономического развития будут представлены во всех трех зонах Югры, однако форма их реализации будет зависеть от местных условий.
В направлении «умная экономика» староосвоенная, городская зона станет научной и технологической базой хозяйственного освоения территории, здесь же будут сосредоточены новые маркетинг-ориентированные отрасли. Расположенные близ городов старые месторождения станут площадками отработки инновационных методов повышения нефтеотдачи, технологий энергосбережения, инновационных природоохранных технологий. Зона нового фронтирного освоения, новых месторождений станет основным источником поддержания объемов нефтедобычи. Зона окружного резерва может быть использована как источник решений в сфере технологий жизнеобеспечения, северной экологии на основе многовекового опыта существования коренных малочисленных народов Севера.
В направлении «здоровая экология» староосвоенная зона также станет основной технологической и научной базой развития, а в формировании экологического каркаса территории большую роль будут играть городские парки, водоохранные зоны. Здесь же будут развиваться технологии городской экологии. На старых месторождениях приоритетное значение будет уделено ликвидации накопленного экологического ущерба, отработке технологий удаления отходов нефтедобычи. В зоне нового фронтира основное внимание будет уделено инновационным «зеленым» технологиям бурения, нефтегазодобычи, транспортировки нефти и газа, а также оптимизации процессов урегулирования интересов разных землепользователей, институционального оформления особо охраняемых природных территорий и территорий размещения туристических объектов. В зоне окружного резерва будет найдено рациональное сочетание экологического каркаса Югры, включающее особо охраняемые территории с наиболее строгими режимами охраны, с участками территории, перспективными для активного вовлечения в хозяйственное использование. Здесь будет развиваться экологический и этнографический туризм. Она же станет главной территорией отработки технологий жизнеобеспечения в условиях Севера.
В направлении «Конкурентоспособный человеческий капитал» староосвоенная зона станет основным центром предоставления интеллектуальных образовательных, медицинских, социальных и иных услуг, здесь будут расположены крупнейший локомотив инновационного развития округа – Кампус вузов Сургута и другие университетские и научные центры округа. Организации и предприятия, ведущие деятельность в зоне нового фронтира, станут главными заказчиками, а сама она для новых месторождений – главным учебным и испытательным полигоном новых технологий. Зона окружного резерва будет играть роль гаранта культурного разнообразия и уникальной идентичности Югры, источником новых идей для ее бренда, основой вдохновения для имиджевых культурных событий.
С точки зрения эффективного управления само зонирование автономного округа будет важной новацией, пространственной формой реализации концепции «Бережливого региона». С точки зрения формирования нового общественного договора староосвоенная зона будет главной ареной деятельности местных городских сообществ как институтов гражданского общества, применения наиболее передовых технологий городского самоуправления и самоорганизации; особое значение здесь приобретут меры по формированию толерантной и безопасной многонациональной среды, благоприятных условий для инновационного развития, концентрации высококвалифицированных специалистов. В зоне нового фронтира будут отработаны институциональные технологии взаимодействия власти, гражданского общества и крупного бизнеса в сфере обеспечения здоровой экологии, бережливого производства. В зонах нового фронтира и окружного резерва будет продолжено создание упрощенного режима для ведения социального и других видов предпринимательства в целях обеспечения условий для повышения качества жизни; будет обеспечено повышение транспортной и информационной доступности, поддержание условий для сохранения и развития культуры и традиционных хозяйственных практик коренных малочисленных народов Севера.
Цель пространственного развития состоит в максимальном использовании потенциала каждой зоны освоения в интересах устойчивого развития всего региона как целостной социально-экономической системы, повышения качества жизни жителей и создания благоприятных условий для инновационного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности в глобальном масштабе.
В связи с новыми вызовами инновационного развития и бережливого производства в пространственном развитии автономного округа возникают задачи:
1. Переход к гибким инструментам пространственного развития (ассоциации межмуниципального взаимодействия и др.), отражающим применение к пространственному развитию принципа проектного подхода;
2. Переход к детальному уровню мониторинга, статистического наблюдения и оценки эффективности социально-экономического развития (от уровня муниципальных районов – к уровню отдельных поселений), позволяющему реализовать современные формы управления пространственным развитием;
4. Создание «иерархической» сетевой структуры автомобильных дорог, обеспечивающей взаимодействие транзитной сети автомагистралей и межмуниципальной и транспортных систем отдельных населенных пунктов; в наиболее труднодоступных районах система автомобильных дорог будет дополнена системой расширенного использования вездеходного транспорта (при соответствующем развитии системы лицензирования и обеспечения безопасности различных видов транспорта) и малой авиации.
3. Ускоренное повышение информационной связности пространства за счет развития системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе спутниковой связи;
5. Формирование межмуниципальной системы управления отходами и обеспечения функционирования экологического каркаса.