Бизнес и предпринимательство
Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация — это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Й. Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.
Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создает предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:
— гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;
— повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;
— творческая специализация в деятельности;
— немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;
— ориентация на достижение максимально возможного результата;
— возможность рисковать;
— высокая производительность труда и низкие издержки производства;
— высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики, особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым повышая наукоемкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1) инновация продукции:
2) инновация технологии;
3) социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательст- ва — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;
2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоемкие отрасли. К их характерным особенностям относятся: высокие темпы роста; крупные объемы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоемкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоемкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объему сбыта отрасли либо как отношение к объему сбыта численности ученых, вовлеченных в инновационный процесс. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров, офисного оборудования, электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. В сфере услуг к наукоемким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение, современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги. За последние 20 лет объемы продаж в наукоемком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Лидером инновационного развития экономики является Швеция, где наукоемкость ВВП составила 4,27 %. Второе место занимает Япония — 3,09 %, далее следуют США — 2,7 %, в странах ЕС наукоемкость ВВП в среднем 1,9 %. В России же этот показатель не превышает 1 %. До 2020 г. ожидается постепенное повышение показателя наукоемкости ВВП. Весьма вероятно, что расширение масштабов сферы НИОКР в России достигнет 2,5% уровня. В общем, по оптимистическому варианту прогноза ожидается увеличение доли расходов в научную сферу, рост инновационных сегментов российской экономики, повышение роли НТП.
Для характеристики инновационности предприятий используют отношение затрат на НИОКР к годовому объему продаж предприятия. В мировой практике к наукоемким предприятиям относят компании с коэффициентом инновационности, превышающим 4,5 %. Однако данный показатель не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Для получения более полной информации необходимо рассматривать инновационный процесс на предприятии в динамике. Инновационность предприятий характеризуется также количеством разработок или внедрений нововведений; численностью персонала, занятого НИОКР на предприятии, профессиональным и образовательным уровнем персонала. В инновационном потенциале также можно выделить законодательную базу; ментальность населения; инфраструктуру.
Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. В отличие от крупных компаний, малые предприятия разрабатывают и вводят новшества с легкостью, с высокой скоростью и эффективностью. Отличительным свойством являются также высокоразвитые коммуникации сотрудников фирмы, способных к быстрому обмену информацией и опытом.
Роль малого предпринимательства в инновационном развитии разносторонняя: оно активизирует инновационные процессы в экономике, с одной стороны, совершенствуя производство и управление, с другой — непосредственно участвуя в производстве наукоемкой продукции (услуги), формирует спрос на новые разработки и исследования.
Малый бизнес имеет большое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальной стабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. При этом гораздо важнее, чем способность генерировать новые знания и технологии, умение передавать эти технологии на рынок, успешно их коммерциализировать, быстро превращать их в нужную потребителям продукцию или услугу. Для эффективной передачи технологий из науки в промышленность должно быть достигнуто условие активного сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности (ученых, инвесторов, предпринимателей, власти и потребителей) и полной реализации права интеллектуальной собственности за счет малого наукоемкого бизнеса.
Несмотря на высокие риски при ведении разработок и опытном внедрении результатов научных исследований, малые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям успешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могут передавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес должен выступать связующим звеном в отношениях между производством и наукой, передавать научному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии. При этом, с одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведения наукой прикладных исследований и разработок, с другой — доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.
Как подсчитано экспертами, из 58 крупнейших изобретений XX в., сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежит одиночкам и мелким фирмам. Малый бизнес активно зарекомендовывает себя не только на национальных, но и на международных рынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов — примерно 40 %, Италии — 20—25 %, США и Японии — 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрел особое значение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес.
Наукоёмкое производство базируется на малогабаритной технике, не требующей многочисленного обслуживающего персонала, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях. В связи с усложнением инновационных процессов, снижением серийности производства именно малые предприятия предоставляют дополнительные консультационные услуги, услуги по наладке и вводу техники в эксплуатацию.
Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.
Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска качественной продукции, эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нем, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объемах производства единственным способом выжить в условиях столь жесткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельность производства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами.
В США 55 % новых товаров создается на предприятиях малого бизнеса. В РФ инновационный потенциал малого бизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации идей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он еще мало развит. К особенностям малого инновационного бизнеса можно отнести:
— высокий риск;
— долгий путь от идеи до ее реализации;
— низкая выживаемость новых фирм;
— инновационная невосприимчивость российской промышленности.
Но, несмотря на это, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций. Отношение числа нововведений к численности научного персонала в зарубежных инновационных фирмах выше в четыре раза, чем в организациях крупного бизнеса. В России в организациях с числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет 16,3 %, притом что средний показатель не превышает 12 %. Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированных работников; по объему инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателю наукоемкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ. В России первоначально малые предприятия создавались с целью перехода в них работников го- сударственного сектора, отчасти в результате остановки государственных предприятий, отчасти в результате образования малых предприятий в форме кооперативов при государственных предприятиях. Переход на условиях совмещения позволял зарабатывать, перемещая в кооперативы ресурсы государственных предприятий.
В начале рыночных реформ государство создавало льготный режим для разнообразных научно-технических организаций. Часть из них, пользуясь льготным режимом налогообложения, занималась имитацией инновационной деятельности. Однако часть все же сформировала инновационный потенциал и заняла рыночную нишу. Поступить на работу на малое инновационное предприятие могли только активно работающие, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Уменьшение количества предприятий малого инновационного бизнеса способствовало повышению конкурентоустойчивости таких предприятий, завоеванию тех ниш на рынке инноваций, которые не могут быть заняты крупными фирмами либо из-за небольших объемов работ, либо из-за оригинальности проводимых НИОКР.
В США подъем малого инновационного бизнеса наблюдался в середине 80-х гг. XX в., когда каждую прекращающую существование фирму сменяли две новые. Это привело к росту числа рабочих мест в наукоемких секторах промышленности более чем на 30 %. В настоящее время, по данным Национального научного фонда США, среди наукоемких компаний доля субъектов малого бизнеса составляет 89 %. Доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленных предприятий в странах Западной Европы составляет сейчас: в Ирландии — 75 %, в Германии — 66 %, в Финляндии — 49 %, во Франции — 46 %, в Италии — 40 %, в Великобритании — 39 %.
В России нет, к сожалению, статистического учета инновационно активных предприятий малого бизнеса, действующих в разных отраслях экономики. В настоящий момент внедрением инноваций в России занимается всего 6,2 % общего числа всех предприятий, в промышленности не более 10 %, в малом бизнесе, по разным оценкам, до 3,5 % предприятий. Затраты на инновации не превышают 1,5 % от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах ЕС показатель составляет 4,2 %. В настоящий момент высокий инновационный потенциал предприятий малого бизнеса в РФ используется недостаточно. Из всех разработок, предлагаемых малым бизнесом в научно-технической сфере, до реализации доходят от 1 до 3 %. В промышленно развитых странах эта доля превышает 60 %.
Таким образом, к причинам, сдерживающим развитие малого инновационного бизнеса в России, можно отнести следующие: — недостаток денежных средств, в частности собственных; — недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; — высокая стоимость новшеств; — высокий риск; — недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.
Нерешенными вопросами в развитии МИБ остаются нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы защиты прав на интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализации инноваций и др.. Однако малый бизнес обладает огромным потенциалом, чтобы стать источником экономического роста в условиях жесткой конкуренции на рынке инноваций.