МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей.

Тема 1. Мировая экономика начала XXI.

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей.

Природно-ресурсный и трудовой потенциал МХ.

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей.

МЭ - экономика всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий.

Признаки МЭ:

1. развитая среда МН обмена товарами на базе МН торговли

2. развитая среда МН движения факторов производства (прежде всего в формах ввоза и вывоза капитала, рабочей силы и технологий)

3. МН формы производства на предприятиях, расположенных в нескольких странах и прежде всего, в рамках ТНК.

4. Система МН, межгосударственных и негосударственных механизмов регулирования с целью обеспечения стабильного роста и развития МЭ.

5. Создание всеми сторонами экономик открытого типа.

Понятие МЭ очень тесно связно с понятием МХ. Признаки 1-3 образуют понятие МХ.

Современное МХ – это результат достаточно длительного процесса интернационализации общественного производства, т.е. выхода его за пределы национального хозяйства.

Формирование МХ завершилось в конце 19-начале 20 века. Далее оно развивалось, совершенствовалось от более простого к сложному.

МХ – совокупность национальных экономик, связанных между собой мобильными факторами производства (т.е. факторами, свободно перемещающимися между странами).

МЭ имеет свой особый предмет исследования и это определяется такими факторами:

1. в МХ связи складываются между суверенными государствами, причем в каждой стране есть своя система ВЭД.

2. в рамках МХ нет единой денежной системы, т.е. каждая страна имеет свою национальную валюту.

3. ресурсы на международном уровне гораздо менее мобильны, чем внутри страны, и это существенно влияет на механизмы конкуренции.

МХ – сложная система, оно имеет 3 важных черты:

а) Цель – в конечном итоге это удовлетворение потребностей населения в благах

б) МХ не может развиваться без определе6нного порядка, который основан на нормах международного права.

в) МЭ имеет присущие ей направления развития.

МХ – это система, состоящая из множества подсистем. Для их выделения существует ряд показателей:

ü социальная структура хозяйства

ü уровень экономического развития

ü тип экономического роста

Самым важным показателем является объем ВВП на душу населения.

Субъекты МХ классифицируются на:

1) страны с развитой рыночной экономикой (страны первого мира) - страны с высоким уровнем дохода на душу населения, в которых большая часть населения имеет высокий уровень жизни. (США, Англия. Япония).

Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мирового общественного производства. К тому же они расширяют свой контроль над экономикой остальных государств через внешнюю торговлю, систему зарубежных инвестиций, сеть транснациональных корпораций (ТНК), монополизацию научно-технических достижений и т.д.

Заметное повышение роли государства в экономике развитых стран произошло после второй мировой войны, в результате чего в большинстве из них сложилась так называемая "смешанная" экономика, в которой при господствующей роли частного бизнеса значительное место принадлежит государственному сектору.

В зависимости от соотношения государственного сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей "смешанной" экономики в развитых странах:

· либеральная (американская) модель, для которой характерны приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентный механизм в сфере производства, сбыта, инвестирования использования рабочей силы, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику на макро- и микроуровне через законодательство, налоговую и денежно-кредитную политику в целях развития конкуренции и ограничения власти монополий, смягчения провалов рынка, зашиты интересов отдельных социальных групп населения и т.п. Эта модель характерна для США, Канады, приближаются к ней в определенной степени экономические системы Великобритании, Ирландии, Бельгии, Италии, Франции;

· социально-рыночная (германская) модель, представляющая собой социальное рыночное хозяйство, в котором конкурентный рыночный механизм дополняется созданием особой социальной инфраструктуры. Она предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме (малообеспеченные семьи, безработные, молодежь, мелкие и средние фирмы). Государство берет на себя широкие обязательства в обеспечении благосостояния тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую экономическую активность;

· шведская модель, распространенная в Швеции, других скандинавских странах, Австралии. Для нее характерен высокий уровень социальных гарантий, основанный на широком перераспределении доходов и поиске социального консенсуса. Дополнением этой характеристики служат сильные профсоюзы и многообразные "свободные ассоциации", способствующие координации общественных и частных интересов, а также развитие идеологии социального партнерства, закрепленной в соглашениях предпринимателей и профсоюзов, которая реализуется посредством переговоров участников политического процесса. Эта модель еще называется корпоративистской, так как экономические решения осуществляются путем добровольной и постоянной координации конфликтных целей различных групп при активном участии государства.

Разновидностью шведской модели может служить японская модель. Она представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой возможности частного накопления капитала сочетаются с активной ролью государства в области программирования экономического развития, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики при невысокой доле государства в предпринимательском секторе. Особое внимание уделяет государство повышению квалификации рабочей силы путем ее непрерывной профессиональной подготовки. Для японской модели характерно также сочетание самых передовых форм организации производства и труда с национальными традициями. Поэтому японскую модель экономического развития называют еще иерархическим корпоративизмом.

Развитая рыночная экономика на протяжении последних столетий продемонстрировала свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность осваивать достижения НТП, быстро реагировать на изменения потребительского спроса и полностью удовлетворять его.

2) страны с переходной экономикой(социалистические страны, страны второго мира) - страны, находящиеся в процессе перехода от экономики централизованного планирования к рыночной экономике. Помимо стран СНГ в нее включают 12 государств Центральной и Восточной Европы, к которым относят все европейские страны, входившие ранее в социалистический лагерь, а также страны Прибалтики (Литву, Латвию, Эстонию) и Монголию. На долю этих государств (без СНГ) приходится 2—3% мирового ВВП и 15% внешнеторгового оборота России.

3) развивающиеся страны (страны третьего мира) - (страны Лат. Америки, Азии кроме Японии и Африки) - страны, для которых характерны:

- недостаток средств производства;

- отсталая технология;

- низкий уровень грамотности;

- высокий уровень безработицы;

- быстрый рост населения;

- занятость рабочей силы преимущественно в сельском хозяйстве.

Эти страны те страны отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран (Второй мир). Страны Третьего мира наиболее бедные, что измеряется по уровню дохода в них на душу населения, и сконцентрированы в основном в Азии, Африке, и Латинской Америке. Они подразделяются на страны с низким доходом, включая Китай и Индию, страны со средним доходом, такие как Нигерия, Индонезия и Боливия, страны с доходами выше среднего, например Бразилия, Алжир и Малайзия.

В странах Третьего мира живет 75 % населения Земли, но они потребляют только 20 % ресурсов. Иногда беднейшие страны Африки выделяют в четвёртый мир.

В МЭ присутствуют страны с разным уровнем развития, но возможен переход из одной группы в другую. Субъектами МХ являются страны, которые развиваются в рамках различных рыночных моделей (американская, азиатская, европейская). При этом для определения уровня развития страны используется показатель ВВП и его динамика.

Кроме вышеперечисленных стран мирохозяйственными субъектами являются различные международные организации, они были созданы в основном после 2 мировой войны.

К ним относятся:

Ø международный валютный фонд (МВФ)(регулирует сферу валютных отношений).

МВФ - специальное агентство Организации Объединённых Наций (ООН), учреждённое 185 государствами. Предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платёжного баланса путём предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.

Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, США.

МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28 государствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года. В 1947 году фонд начал свою деятельность и стал органической частью Бреттон-вудской валютной системы.

МВФ служит институциональной основой современной мировой валютной системы. При этом её базой и основным эквивалентом является доллар США. США занимают доминирующие позиции в МВФ.

Ø международный банк реконструкции и развития (МБРР) (занимается помощью странам-членам МБРР путем предоставления кредитов)

Всемирный банк, один из фин. институтов послевоенного периода, был основан на экономической конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. и начал свои операции в июне 1946 г.

Существенную часть ресурсов МБРР составляют его чистая прибыль и полученные платежи по займам. Банк предоставляет займы сроком обычно на 15-20 лет, включая 5-летний льготный период. Цель займов состоит в том, чтобы помочь соответствующим странам подняться на более высокую ступень в своем экономическом и социальном развитии. Процентные ставки по займам МБРР, как правило, устанавливаются в соответствии с условиями, на которых сам банк заимствует средства.

Ø международная ассоциация развития(МАР) (предоставляет льготные кредиты развивающимся странам на срок до 50 лет).

МАР была основана в 1960 г. в тех же целях, что и МБРР: для оказания помощи наименее развитым государствам и на условиях, менее обременительных для их платежных балансов, чем кредиты банка. Средства, предоставляемые МАР, носят название кредитов, чтобы отличать их от займов МБРР. Источниками этих средств являются преимущественно продажа ценных бумаг, взносы промышленно развитых государств - членов ассоциации и выплаты по кредитам, которые традиционно предоставляются только правительствам и имеют 10-летний льготный период, 35- или 45-летний срок погашения и являются беспроцентными.

Ø международная финансовая корпорация (МФК) (создана для поощрения частных инвестиций в промышленность развивающихся стран)

МФК существует с 1956 г. Ее функция состоит в содействии экономическому развитию слаборазвитых в экономическом отношении стран путем оказания помощи частному сектору экономики и мобилизации национального и зарубежного капитала для этой цели. Членство в МБРР является необходимым условием для вступления в МФК. С юридической и финансовой точек зрения, МФК и МБРР раздельны. У МФК имеется собственный оперативный и юридический аппарат, но она пользуется административными и др. услугами МБРР.

Ø международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

МАГИ, основанное в 1988 г., имеет строго определенную цель - поощрять приток инвестиций в акционерный капитал и др. прямых инвестиций в развивающиеся страны путем смягчения существующих барьеров. Для этого МАГИ предлагает инвесторам гарантии от некоммерческого риска, дает рекомендации правительствам входящих в нее развивающихся государств по разработке и проведению в жизнь экономической политики, программ и правил, связанных с иностранными инвестициями, содействует диалогу между мировым деловым сообществом и правительствами заинтересованных стран по проблемам капиталовложений.

4 организации (МАГИ, МФК, МАР, МБРР) включены в понятие «всемирный банк».

Ø ВТО

Ø Ряд специализированных организаций ООН

У всех МН организаций есть много общего, но каждая из них решает свои задачи:

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей. - student2.ru они имеют различные капиталы

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей. - student2.ru свои органы управления

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей. - student2.ru у них разные правила предоставления ресурсов

МЭ и МХ: структура и основные субъекты мирохозяйственных связей. - student2.ru разная стоимость кредитов

Современное МХ – это многоукладная экономика. Здесь можно выделить ведущую роль отраслей промышленности, агропромышленную сферу, транспорт и мировую торговлю. Характерной чертой является агропромышленная интеграция.

В последние 20-25 лет успешно развивается сфера транспорта, можно говорить о транспортной революции 60-80 г.г. 20 века, появился термин «транспортная интеграция». Одной из ее форм является интермодальные перевозки (2 и более видами транспорта). В последнее время все чаще используются «транспортные коридоры», они объединяют на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию нескольких стран.

С 1975 г. проводятся совместные совещания на высшем уровне, это совещания стран «большой семерки». На них принимаются комплексные решения по координации стратегии международных организаций.

Важнейшими чертами современной МЭ являются:

1) ее глобализация, т.е. качественно новый уровень интернационализации

2) повышение роли развивающихся стран

3) укрепление лидирующей роли Запада, несмотря на снижение его доли в мировом ВВП.

Эффективность МХ увеличивается сейчас не за счет традиционного увеличения факторов производства, а за счет НТП и информационных технологий.

Наши рекомендации