Оценка зарубежного образования
Еще в 16-м веке дворяне отправляли своих детей учиться за границу. «Заморские» знания всегда были в почете. Сегодня ситуация не изменилась . Многие родители хотят дать детям именно зарубежное образование, да и многие студенты хотят побывать заграницей и обучаться там. Зарубежное образование лучше, чем российское? Как оценивают русские студенты образование за рубежом — такой вопрос заинтересовал нас. На сегодняшний день существует множество предложений по обучению за рубежом. Создаются обменные программы, в которых студенты многих ВУЗов могут принять участие. Можно даже сказать, что на сегодняшний день зарубежное образование является модным. Такие программы существуют практически в каждом ВУЗе. И многие студенты хотят поучаствовать в такой программе.
Почему же многие выбирают именно зарубежное образование? Оно ценится выше, чем российское? Оно качественнее? Работодатели ценят больше зарубежные дипломы? Мы попытались разобраться в этом. Первым делом мы поинтересовались у студентов, хотят ли они обучаться за границей.
Как мы обнаружили, больше половины студентов дали положительный ответ.
А лишь, 15 % - ответили, что не хотят обучаться за рубежом.
Кроме того почти 10% студентов уже участвовали в программах обмена. Мы решили сопоставить данные по специальностям. Студенты каких специальностей чаще участвуют в программах обмена.
Таблица 4.1
Участвовали Вы в программах обмена? %
Гуманитарные | Естественные, технические науки | |
да | ||
нет |
Таким образом, выявилось, что гуманитарные специальности больше интересуют программы обмена и обучение за границей. Возможно, это связано с более свободным владением иностранных языков.
Некоторые студенты выявили желание не только обучаться за рубежом, но и планировали дальнейшее там проживание. Мы также сопоставили данные по специальностям: студенты каких специальностей чаще хотят остаться за границей.
Таблица 4.2
Как Вы думаете, смогли бы Вы оставаться за границей
после обучения?, %[Z8]
Гуманитарные | Естественные, технические науки | |
да | ||
скорее да | ||
затрудняюсь ответить | ||
скорее нет | ||
нет |
Сравнивая гуманитарную и техническую специальность, можно сказать, что больших различий в ответах студентов мы не обнаружили.
Так как важным моментом, для того чтобы остаться жить за границей, является дальнейшее трудоустройство, мы решили посмотреть, как студенты относятся к трудоустройству за границей.
Таким образом, мы решили сопоставить данные по ответам студентов на следующие вопросы: «Могли бы Вы остаться за границей после обучения по возможности?» и «Как можно найти работу за границей?». [Z9]
Таблица 4.3
Могли бы Вы остаться за границей после учебы по возможности?/Как можно найти работу за границей? (%)[Z10]
да | Скорее да | Затрудняюсь ответить | Скорее нет | Нет | |
Только по знакомству | |||||
Через кадровые агентства вполне реально | |||||
Приедем - разберемся | |||||
Я и в своей стране могу найти | |||||
Лучше не соваться за рубеж | |||||
Через СМИ |
Мы обнаружили, что среди тех людей, кто считает, что найти работу за границей вполне реально, самым популярным ответом является — «приедем — разберемся». То есть они не видят препятствий в своем дальнейшем трудоустройстве. А в случае возникающих трудностей — могут помочь кадровые агентства — так как второй по популярности ответ : «через кадровые агентства».
Мы решили узнать, какие страны предпочтительней для образования студентов.
???[Z11]
Таким образом, 60% студентов указали в качестве желаемой страны для получения образования Великобританию. На втором месте стоит США, на третьем — Германия.
Однако, большинство из числа студентов считают образование за рубежом дорогим.
Но не смотря на это очень многие студенты хотят и стремятся получить именно зарубежное образование. Важным аспектом в данной ситуации служит качество получаемого образования.
Важнейшей компонентой оценки деятельности вузов является оценка качества образования. Согласно статье 11 Всемирной декларации ЮНЕСКО по высшему образованию, качество высшего образования является многомерным понятием, которое должно включать все его функции и всю деятельность: преподавание и программы обучения, исследования ученых и аспирантов, персонал, студентов, здания, факультеты, оборудование, оказание услуг обществу и академическую среду.
В программном документе ЮНЕСКО под названием «Реформа и развитие высшего образования» (1995г.) определены три критерия качества образовательной деятельности:
а) качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов.
в) качество подготовки студентов - при условии диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи;
с) качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования.
Мы не знаем, какие именно критерии качества образования влияли на оценку опрашиваемых студентов, но мы выявили, что почти 40 % считают, что образование за границей высококачественное и лишь 11% с этим не согласны.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что большинство студентов считают, что заграничное образование высококачественно. И именно это играет ключевую роль в желании получать образование заграницей.
Мы решили сопоставить желание студентов обучаться за границей с перспективами обучения за рубежом. То есть выявить мотивы, которые вызывают у студентов желание обучаться за границей. Таким образом, большинство студентов хотят обучаться за границей, и самым популярным стимулом к этому, является возможность хорошего трудоустройства. На втором месте — желание посмотреть мир.
Таблица 4.4
Хотели бы вы[Z12] учиться за границей?/ Что для Вас может представлять образование за рубежом?, (%)
да | Затрудняюсь ответить | нет | |
Возможность хорошего трудоустройства | |||
Возможность посмотреть мир | |||
Улучшение языка | |||
Подготовка к жизни в другой стране | |||
Возможность работы заграницей | |||
Уехать из страны | |||
Расширение знаний в изучаемой области | |||
Возможность проведения исследований | |||
Благоприятные условия жизни |
Еще одним ключевым моментом является престиж.
Как мы выяснили, 40 % студентов считают образование заграницей престижным. И столько же процентов студентов считают, что зарубежное образование открывает больше дверей в будущую жизнь. То есть работодатели будут больше обращать внимание на людей, которые обучались за рубежом.
Образование напрямую влияет на твою дальнейшую жизнь. Хорошее образование — залог хорошей, высокооплачиваемой профессии, по мнению студентов.
Мы обратили внимание и на этот аспект. И решили узнать, как, по мнению студентов, полученное образование влияет на работодателя и влияет ли вообще?
Из полученных данных можно сделать вывод, что полученное образование влияет на российского работодателя. [Z13] Тем не менее, зарубежному работодателю, по мнению студентов, полученное образование студента, которого они рассматривают для принятия на работу, намного важнее.
Важным вопросом, в получении образования играют дальнейшие перспективы.
Естественно, что студенты хотят обеспечить себе счастливое будущее и обзавестись престижной и успешной профессией. Кроме того, не все студенты могут трудоустроиться после получения образования. И вопрос трудоустройства очень важен. Какие перспективы предлагают российское и зарубежное образование?
По данным выявилось, что мнение студентов разделось: 41 % студентов считают, что люди с российским образованием имеют неплохие перспективы в трудоустройстве, а 39 % - считают наоборот.
Совсем по-другому дела обстоят с образованием за рубежом.
Всего 7 % студентов считают, что у человека получившего образование за рубежом, в будущем будут проблемы с трудоустройством.
Оплата обучения играет значимую роль в выборе не только ВУЗа, но и страны.
Именно из-за оплаты обучения, большинство студентов хотят обучаться за рубежом на бюджетн6ой основе, потому что не могут себе этого позволить. Однако достаточно большой процент (25%) ответили, что, что могут обучаться и на платной основе.
Системы российского и зарубежного образования сильно отличаются. Не смотря на то, что в последнее время мы многое переняли у запада, методы обучения и подачи информации все же остаются разными. Зарубежные ВУЗы большой акцент ставят на практику, российские же ВУЗы наоборот, уделяют больше внимания теоретическому материалу. Тем не менее, никто не может объективно сказать, какая методика образования более качественная. Все чаще и чаще студенты из других стран приезжаю обучаться к нам в страну, а наша молодежь тянется заграницу.
Мы решили сопоставить зарубежное и российское образование. Является ли российское образование, по мнению российских студентов, конкурентоспособным перед западным?
Таким образом, мы установили, что российское образование конкурентоспособно по отношению к зарубежному. Лишь 5 % считают, что оно не может быть конкурентоспособным.
Но не все зависит от качества образования. Многие отмечают разницу в комфорте проживания для студентов. Мы задали следующий вопрос: «Условия проживания студентов за границей, лучше, чем в России?», на основе чего получили следующие данные:
Более 70% студентов утверждают, что условия проживания за границей лучше, чем в России. И всего 1% из числа студентов ответил, что условия проживания за границей хуже.
Это естественно, что студенты хотят жить в комфортных условиях. И следовательно стремятся туда, где условия проживания лучше.
Однако, многих интересует не только обучение за границей, но и дальнейшая жизнь. Мы задались вопросом, смогли бы Вы остаться за границей после обучения? Получили данные и сравнили ответы мужчин и женщин.[Z14]
Как мы выяснили, большой разницы между ответами мужчин и женщин нет. Многие студенты, которые хотят обучаться за границей, не отрицают возможности дальнейшего проживания за рубежом. Но большинство не могут дать точный ответ на этот вопрос. Главную роль здесь играет неопределенность, так как никто не может с уверенностью сказать что за границей жизнь будет лучше, чем в России.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты стремятся за границу, потому что по многим важным характеристикам зарубежное образование хорошо себя показало:
- Большинство студентов считают, что образование заграницей высококачественно (21 % - согласны с тем, что образование за границей высококачественно, а 37 % - скорее согласны).
-Почти 40 % студентов считают, что образование заграницей престижно и 23 % скорее согласны с этим.
-Зарубежное образование предоставляет хорошие перспективы в трудоустройстве.
-Отмечают хорошие условия проживания и обучения студентов.
Кроме того российское образование уступает зарубежному по некоторым критериям.